Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги. Налоги в рыночной экономике являются основным источником доходов государства и средством для выполнения государством своих функций: определение правил ведения экономической деятельности; поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста); производство общественных благ (благ, обладающий в большой степени свойствами неисключаемости и неконкурентности); проведение социальной политики; борьба с отрицательными внешними эффектами.
Концептуальные основы построения налоговых систем определяют цели и границы вмешательства государства в перераспределение доходов. Приверженцы у тилитаризма считают необходимой и оправданной деятельность государства по изъятию части доходов у одних субъектов и передачу этой части другим субъектам в том случае, если предельная полезность полученных от государства денег больше предельной полезности этой же суммы денег, изъятой в виде налога. В рамках либертаризма перераспределительная деятельность государства возможно только при ненарушении условия Парето-оптимальности. Эгалитаристы превыше всего ценят сплоченность общества и в области построения налоговых систем особое внимание уделяют справедливому расходованию изъятых государством налоговых сумм.
|
|
Современные принципы построения налоговых систем формируются относительно различных критериев их оценки. По критерию выделения субъектов, несущих наибольшую налоговую нагрузку выделяются реализуемые в той или иной степени следующие принципы: возмещения затрат (наибольше налоги должны платить те, кто получает больше благ от государства); подоходный (наибольшие налоги должны платить те, кто получает большие доходы); ресурсный (наибольшие налоги должны платить те, кто использует природные ресурсы, поскольку они принадлежат всему населению страны). Принцип эффективности заключается в том, что налоговая система должна обеспечить наиболее рациональное размещение и использование ресурсов. Выделяются также принципы справедливости, экономической нейтральности, гибкости, контролируемости, незатратности и пр. (соответственно критерии справедливости, экономической нейтральности и пр.). Экономическая нейтральность налогообложения является важным критерием оценки налоговых систем. Экономически нейтральные налоги приводит к аллокационным решениям, эффективным по Харроду-Хиксу (то есть к такому перераспределению ресурсов, при котором выигравшие от него могут компенсировать потери проигравшим и при этом не стать более бедными, чем до перераспределения).
|
|
При построении налоговых систем выделяются следующие основные элементы: субъект налогообложения (кто должен платить налоги), объект налогообложения (что облагается налогом), налоговая ставка (процент, по которой рассчитывается сумма налога). Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Для экономики в целом ею является величина совокупного (национального) дохода. Tx = Y × t, где Tx - сумма налога, Y – величина налогооблагаемой базы, t – налоговая ставка. Существует несколько классификаций налогов. В зависимости от характера объекта налогообложения налоги подразделяют на прямые (объект налогообложения – доходы от факторов производства и имущество) и косвенные (объект налогообложения – товары, услуги, виды деятельности). Особенностью косвенных налогов является то, что налогоплательщиком выступает покупатель товара или услуги (он оплачивает налог), а выплачивает налог (переводит средства в госбюджет) фирма – продавец товаров или услуг.
В макроэкономике налоги делят также на автономные (не зависящие от уровня дохода - ) и подоходные (зависящие от уровня совокупного дохода). Сумма налоговых поступлений определяется по формуле
,
где t –предельная ставка налога
tпред. = ΔTx/ΔY×100%.
В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка
Tср. = Tx/Y×100%
различают три типа налогов (налогообложения): пропорциональное, при котором средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода; прогрессивное, при котором средняя налоговая ставка увеличивается по мере роста дохода и уменьшается по мере сокращения дохода; регрессивное, при котором средняя налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. В явном виде регрессивная система налогообложения наблюдается редко. Однако все косвенные налоги, с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер.
Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос и на совокупное предложение.
Они воздействуют на два основных элемента совокупного спроса – потребительские и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, но она же провоцирует инфляцию.
Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов. Эта мера носит антиинфляционный характер в период «перегрева» экономики.
Воздействие изменения налогов на совокупный спрос
P LRAS B SRAS P2 A P1 AD2 AD1 Y Y1 Y* Снижение налогов | P LRAS
SRAS
P1 A
P2 B AD1 AD2 Y Y* Y1 Рост налогов |
Рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов – к увеличению объема выпуска (поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки).
Таким образом, налоги являются не только основным источником дохода государства, но и важным инструментом стабилизации экономики. Налоговое регулирование может способствовать росту экономического потенциала, обеспечивая экономический рост.
Гипотетическое воздействие изменения ставки подоходного налога на величину налоговых поступлений в государственный бюджет иллюстрирует кривая Лаффера (А.Лаффер – один из основоположников концепции «экономики предложения»)
P LRAS SRAS1 P1 A SRAS2 P2 B AD Y1 Y* Воздействие снижения налогов на совокупное предложение |
Txmax А
Tx1 B
tопт t1 Кривая Лаффера |
Контрольные вопросы и вопросы для самостоятельного* изучения:
|
|
1.* Общественные блага. Свойства неисключаемости и неконкурентности.
2.* Принципы налогообложения А.Смита.
3. Верно ли, что предельная налоговая ставка не может быть меньше средней налоговой ставки?
4.Верно ли, что в «экономике предложения» влияние снижения налогов на совокупное предложение носит антиинфляционный характер?