Крупнейшим деятелем русской культуры XVII века был Симон Ушаков, «жалованный» царский иконописец, руководитель Оружейной палаты. В иконе «Нерукотворный Спас» художник стремился к светотеневой моделировке объема, тщательной проработке волос и даже складок плата. Старая плоскостная живопись в этом произведении решительно уступает место новым реалистическим приемам.
Князь М.В. Скопин-Шуйский. Около 1630г. Архангел Михаил, попирающий дьявола. 1676. Богоматерь Киккская. 1668
41. Искусство Возрождения. Характеристика эпохи. Периодизация. проторенессанс во Флоренции. С и м о н е М а р т и н и. Творчество Джотто ди Бондоне.
Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс.
Различные века в истории итальянского искусства имеют названия, образованные от соответствующих числительных: