Цель:1) организация питания строго по назначению врача.
Необходимо составлять порционное требование три раза в день.
1 – й порционник – утренний (уточняющий) 700, который корректирует поступление питания в отделение с учетом вечернего и ночного движения больных, визируется постовой медицинской сестрой.
2 – й порционник - основной составляется к 900 – 1100 и визируется заведующим отделением и старшей медицинской сестрой, на основании этого порционника производится закладка продуктов в котел на следующий день.
3 –й порционник - вечерний в 1400, данным порционником снимаются с ужина выписавшиеся больные, визируется постовой медицинской сестрой
Образец
Наименование отделения____________________________________________
Порционное требование
на раздаточную на__________________________________________________
(дата: число, месяц год)
№ палаты | Ко-во пациентов | Ф.И.О. | диета | примечание |
№7 | 1. | Иванов С. П. | №1 | |
2. | Петров В.М. | №7 | ||
№ 8 | 1. | Шпакопа К. П. | № 5 | |
2. | Сидоров А. П. | №7 | ||
3. | Беляк. НА. | индивидуальная диета |
Всего: ________ человек
Палатная м/с_____________________
(роспись)
Порционное требование № 2 на пищеблок составляется старшей медсестрой отделения и визируется заведующей отделением.
Образец
Наименование учреждения______________________________________
Порционное требование
на питание больных терапевтического отделения __________________
(дата: число, месяц год)
Сведения о наличии больных по состоянию на 12°° час______________
_____________________________________________________________
(число, месяц, год)
Наименование палат | Кол-во пациентов | В том числе по диетам | |||||
Всего |
Старшая м/с_____________________
(роспись)
Зав.отделением_____________________
(роспись)
Дата составления порционника_________________
№ 12 Санитарно – гигиенические требования к пищеблоку
1. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации и сопровождаться документами, устанавливающими их качество и безопасность.
В сопроводительном документе о качестве особо скоропортящихся продуктов должны быть указаны дата и час выработки, а также дата и час конечного срока годности и условий хранения.
2. Приёмка мяса допускается только при наличии клейма.Запрещается принимать водоплавающую птицу в непотрошёном виде, сырые утиные и гусиные яйца, а также куриные из инкубатора (миражные), крупы, муку, повреждённые вредителями.
3. Для транспортировки пищевых продуктов должен использоваться специализированный автотранспорт, для особо скоропортящихся продуктов – охлажденный или изотермический автотранспорт.
4. При хранении продуктов в производственных и складских помещениях, холодильных камерах и т.д. должны строго соблюдаться правила товарного соседства при соответствующих параметрах температуры, влажности, светового режима для каждого вида пищевых продуктов.
5. Не допускается совместное хранение испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачественными. Сильно пахнущие продукты (сельди, специи и т.д.) должны храниться отдельно от остальных продуктов.
6. Яйца хранятся в коробках на подтоварниках в сухих и прохладных помещениях отдельно от других продуктов. Хлеб хранится в лотках на стеллажах, полках или шкафах. Для хранения хлеба рекомендуется выделить отдельную кладовую. Ржаной и пшеничный хлеб хранят отдельно.
7. Пищеблок ЛПО должен быть оснащён достаточным количеством технологического и холодильного оборудования. Для обработки сырых и готовых продуктов используется раздельное технологическое оборудование с соответствующей маркировкой, легко поддающееся очистке и дезинфекции.
8. Для разделки сырых и готовых продуктов должны использоваться доски и ножи с соответствующей маркировкой. После мытья и просушивания доски и ножи хранят на рабочих местах в кассетницах.
9. Внутрицеховая тара должна быть закреплена за отдельными видами сырья и готовой продукции и соответственно промаркирована.
10. Допускается использование кухонной посуды из нержавеющей стали, эмалированной. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, дефектами эмали, из алюминия.
Вся кухонная посуда должна храниться на специальных полках и стеллажах, мелкий инвентарь – в шкафах.
11. Мытьё кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах при следующем режиме:
· освобождение от остатков пищи щёткой или деревянной лопаткой; пригоревшую пищу следует отмочить тёплой водой с добавлением кальцинированной соды;
· мытьё щётками или мочалками в воде с температурой не ниже 400 С с добавлением моющих средств;
· ополаскивание горячей водой с температурой не ниже 650 С;
· просушивание в опрокинутом виде на решётчатых полках, стеллажах.
12. В каждом цеху пищеблока должны быть раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды. Ежедневно должна проводиться в помещениях пищеблока влажная уборка 2 раза в смену, в том числе 1 раз с применением дезинфицирующих средств. Один раз в месяц должна проводиться генеральная уборка, дезинсекция и дератизация помещений.
13. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и храниться упорядоченно.
14. Персонал пищеблока должен быть обеспечен спецодеждой в достаточном количестве, но не менее 3-х комплектов на одного работающего.
№ 13 Санитарно-гигиенические требования к буфетным отделениям. Режим мытья столовой посуды.
1. В буфетных отделениях должно быть предусмотрено два раздельных помещения достаточной площади для мытья посуды и раздачи пищи. Для дезинфекции и сушки посуды должен быть установлен сухожаровой (сушильный) шкаф.
2. Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать количеству койко-мест в отделении, но не менее двукратного количества по числу больных.
3. Раздачу готовой пищи производят в течении 2 часов, прошедших после ее изготовления и время доставки пищи в отделение.
4. Для транспортирования пищи в буфетные отделения больницы используют термосы, тележки-термосы или плотно закрывающуюся крышками посуду. Ежедневно, а в случае загрязнения и после каждой перевозки готовой пищи, тележки должны промываться.
5. Транспортировка хлеба должна осуществляться в полиэтиленовых мешках, хранение хлеба в которых не запрещается. Периодически мешки должны промываться водой и просушиваться.
6. При раздаче первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру не ниже 75 0 С, вторые – не ниже 65 0 С, холодные блюда и напитки от 7 до 14 0 С. Раздача пищи должна производиться в халатах с маркировкой «Для раздачи пищи». Не допускается к раздаче пищи младший медицинский персонал.
7. Категорически запрещается оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а так же смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.
8. Пищевые отходы собираются в закрывающиеся баки или вёдра и временно хранятся в условиях, предотвращающих их порчу. При наличии эпидпоказаний остатки пищи обеззараживаются любым регламентированным методом.
9. После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку буфетной и столовой с применением растворов дезинфицирующих средств. Еженедельно с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится генеральная уборка с мытьём стен, осветительной арматуры, очисткой стекла от пыли и других загрязнений.
10. Мытьё посуды проводится с учётом её назначения и загрязнённости, с обязательным соблюдением режимов её мытья, обеззараживания и хранения.
Режим мытья столовой посуды:
· механическое удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой;
· мытье посуды щеткой в воде в первом гнезде при t 500С с добавлением 1 % кальцинированной соды (100г-10 л) или других моющих средств, разрешенных МЗ РБ;
· мытье в воде с t не ниже 400С с добавлением дезинфицирующих средств, в соответствии с инструкцией по их применению;
· ополаскивание посуды проточной водой при t не ниже 650С;
· просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах;
· при наличии сухожарового шкафа 120 0С-45 минут, пункт мытье в воде при t не ниже 400С с добавлением дезинфицирующих средств выбывает.
11.Щетки, мочалки, ветошь для мытья посуды промывают в горячей воде с добавлением моющих средств, замачивают в дезинфицирующем растворе, промывают, просушивают и хранят в специально выделенном месте.