Хотите узнать, на какие типы делил учеников Я.А. Комем-ский? Перелистаем «Великую дидактику».
«... У одних способности острые, у других — тупые, у одних — гибкие и податливые, у других — твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное сочетание их.
... Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нуж-. но, кроме того, чтобы предлагалась научная пища.
... Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.
... В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые.
... В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые.
... В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми.
|
|
... На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной на-п/оой: большей частью эти ученики безна-
дежны... Почву бесплодную, говорит Катон, не следует ни обрабатывать, ни трогать.
... Сущность сказанного сводится к следующему высказыванию Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти». Да, в нашей власти, говорит он. Так садовник из любого живого корня выращивает дерево, применяя в необходимых случаях именно свое искусство посадки...»1.
VIII. Заполните пропуски
Человеческая индивидуальность выражается в.................................... | индивидуальных особенностях |
Возникновение индивидуальных различий связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь | развития |
Часть педагогов придерживаются мнения, что школа............................ учитывать индивидуальные особенности детей | не должна |
Отечественная педагогика утверждает, что воспитание должно опираться на знание............................... | индивидуальных особенностей |
Индивидуальный подход к обучаемым основан на................................ личности | знании изучении |
Индивидуальный подход проявляется не в приспособлении целей и содержания воспитания к каждому отдельному ученику, а в умелом выборе........................................................ учебно-воспитательной работы | методов средств форм |
' Каменский ЯА. Великая дидактика // Избр. пед. соч. — М., 1982. — Т. 1. — С. 309-311.