Философия и религия

Религия (от лат. religio — совестливое отношение к чему-либо) -не менее сложное и многообразное явление, чем философия, наука или искусство. Его сложность и многообразие находят отражение в многозначности термина «религия». Часто под религией понимают всякое воззрение, содержащее в себе значительный элемент веры. В этом случае в понятие религии включается множество самых раз­ных явлений духовного мира человека. Поэтому для строгости и определенности рассуждений необходимо ограничить сферу приме­нения понятия религии. Это легче всего сделать, приняв за точку от­счета развитые мировые религии. К их числу принято относить хрис­тианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Названные религиозные направления, в силу длительности своей истории, широты распространения и других факторов, яачяются тщате­льно разработанными системами. Они содержат в себе все элементы, характеризующие религию как феномен духовной культуры и обще­ственной жизни. Развитые мировые религии позволяют составить об­раз религии вообще, чего невозможно сделать, если принять за точку отсчета, например, верования первобытных людей. Зачатки религии, возникшие в первобытном обществе, следует отличать от формы ре­лигии, какой она сложилась начиная от «осевого времени» (см. п. 1 данной части). Религиозные представления примитивных племен пра­вильнее называть первобытными верованиями, не смешивая их с рели­гией в собственном смысле.

Основные элементы, характеризующие развитые формы религии, следующие: 1. Вероучение. 2. Религиозная организация (церковь). 3. Культ (система обрядов и таинств).

Вероучение представляет собой доктрину, в которой раскрывается смысл и существо данного религиозного направления. Центральное место в вероучении отводится учению о Боге — богословию, или те­ологии. Богословие (теология) раскрывает понятие о Боге, характер­ное для данной конфессии — объединения людей, исповедующих одну и ту же религиозную веру. Богословие разъясняет также смысл рели-



гиозных догматов — положений и идей, являющихся фундаменталь­ными для данного вероучения. Наконец, в рамках богословия решает­ся задача о путях богопознания. В большинстве мировых религий Бог трактуется как принципиально надмирное существо, т.е. существо, качественно отличное от вещей видимого (чувственно воспринимае­мого) мира. Поэтому путь познания Бога должен принципиально от­личаться от того, каким человек познает окружающий мир. Разъясне­ние путей познания Бога (богопознания) является одной из важней­ших задач богословия, или теологии. В состав вероучения, помимо богословия, входит ряд иных дисциплин, освещающих различные сто­роны религиозной жизни,

Тесно связана с вероучением определенная этическая система — совокупность нравственных идеалов, принципов и норм, характер­ных для данного конфессионального направления.

Религиозная организация (церковь) — один из важнейших элемен­тов религиозной жизни. Она состоит из системы религиозных учреж­дений, а также из людей, профессионально занятых организацией отправления религиозных культов — священнослужителей. Религиоз­ная организация, это также и определенная система управления. Дея­тели церкви (клир) ведут религиозно-просветительскую работу среди рядовых верующих — прихожан, или мирян. Сеть учебных и богослов-ско-просветительских учреждений призвана готовить профессиональ­ные кадры служителей церкви.

Наличие церковной организации превращает религию в соци­альный институт, стоящий в ряду других социальных институтов, та­ких, как наука, право (юстиция), учреждения культуры и образова­ния. Главная функция церкви состоит в создании условий для отправ­ления религиозных культов. Церковь рассматривается в качестве обязательного посредника между Богом и человеком.

Культ — это система обрядов (ритуалов) и таинств, характерная для данного религиозного направления. Развитые религии предпола­гают сложную систему обрядов и таинств. Предполагается, что без них невозможно полноценное общение Бога и человека. К элементам культа принадлежат в рамках, например, христианства крещение, молитва, исповедь, покаяние, причащение, пост, почитание святых, соблю­дение религиозных праздников и знаменательных дат церковного ка­лендаря и т.д. Посредством культа религия обращается не только к умственной, но и к эмоциональной стороне человека. В отсутствие культа религия превратилась бы в нечто сугубо рациональное, стала бы аналогом науки. Большинство конфессий отчетливо осознают от­личие религиозных форм познания от чисто рациональных. Отправле­ние религиозного культа призвано воздействовать на все существо человека, а не только на его ум.

Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, прежде всего, что для философии наличие культовой стороны


не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принад­лежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах че­ловеческой деятельности. Вместе с тем факт наличия в составе боль­шинства форм культуры, в том числе нерелигиозной, отдельных эле­ментов культа общепризнан. Не случайно «культура» и «культ» — слова однокоренные.

Культура как целостное явление предполагает наличие определен­ных процедур (ритуалов). В них запечатлеваются образцы поведения, признающиеся данным объединением людей в качестве положитель­ных. Нарушения принятых образцов воспринимаются как проявления негативного свойства. На основе принятых образцов вырабатываются нормы и правила или стандарты определенного вида деятельности. В этом смысле не лишена культовой стороны даже такая сугубо рацио­нальная сфера человеческой деятельности, как наука. Однако ни в науке, ни в культуре в целом культу, конечно, не принадлежит такой значительной роли, какую он играет в религии. По этому признаку сравнение религии с философией не представляет трудностей, по­скольку культ для философии неспецифичен.

По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо прежде всего срав­нивать две доктрины, т.е. философию и теологию. Можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и фи­лософии.

Первый вариант может быть охарактеризован краткой формулой: «философия — сама себе теология». Наиболее ярко он представлен ан­тичной философией. Античные философы в большинстве случаев стро­ят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий. Это рациональные системы, стре­мящиеся обосновать абстрактное понятие о Боге. Элемент веры в фило­софии, например, Платона и Аристотеля играет значительно меньшую роль по сравнению о народными верованиями греков. Античные фило­софы создают особую теологию, рассчитанную на немногих, на обра­зованную часть общества, на тех, кто способен и желает мыслить и рассуждать. Мифы, заимствованные из общераспространенных религи­озных представлений (это особенно характерно для Платона), служат в качестве разъясняющих иллюстраций к теоретическим рассуждениям. Народные верования не отвергаются, но рассматриваются как более низкая ступень по сравнению с философией. Здесь Бог — весьма абст­рактное понятие, например Нус (Ум) Аристотеля. Он существенно от­личен от антропоморфных, т.е. человекоподобных богов религиозно-мифологических представлений: Зевса, Аполлона, Афродиты и т.д.

Второй вариант отношений философии и теологии складывается в средние века. Его можно охарактеризовать как «философствование в вере». Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии. Истины откровения рассматривают-


ся в качестве незыблемых. На их основе развивается философское зна­ние, более всеохватное по своему характеру и более абстрактное по сравнению с богословским. Христианского Бога-Личность «философ­ствование в вере» наделяет абстрактно-философскими характеристика­ми. Он есть символ бесконечного, вечного, единого, истинного, добро­го, прекрасного и т.д. Такой тип отношений характерен для всех филосо­фий, в том числе современной католической, православной, исламской и др., прямо признающих свою религиозную принадлежность.

Третий вариант связан с направленностью философского знания на обнаружение таких универсальных характеристик бытия, которые не зависят от религиозного мировоззрения. Такая философия религи­озно нейтральна. Она учитывает факт многообразия религиозных кон­фессий, но ее теоретические положения строятся так, чтобы были приемлемы для всех людей, без различия вероисповеданий. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Вопрос о Боге она целиком передает на усмотрение теологии. Этот тип характерен для ряда направлений западноевропейской философии XVIII в. Он широ­ко распространен и в наше время,

Четвертый вариант есть открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая, или богоборческая фило­софия. Она принципиально отвергает религию, рассматривая ее в ка­честве заблуждения человечества. Отвергая религиозное мировоззре­ние, такая философия осознано или неосознано стремится взять на себя функции религии. Нередко она сама превращается в особую ре­лигию, резко отличную от известных религиозных направлений.

В современной философии представлены все названные варианты. В истории же мысли доминирующим является второй вариант. Фило­софия, непосредственно связанная с определенной конфессией, т.е. «философствование в вере», имеет наибольший удельный вес в исто­рии мировой мысли. Четвертый вариант — агрессивно-атеистическая философия — сравнительно редкое явление как в истории, так и в современном мире.

Потребность в религиозно нейтральной философии (третий вари­ант) обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, характер­ным для современности (по сравнению с прошлыми веками) ростом религиозного индифферентизма — безразличного отношения к рели­гии больших масс людей. Во-вторых, осознанием в рамках филосо­фии (и не только философии) того обстоятельства, что взаимопони­мание и сотрудничество между людьми различных вероисповеданий возможно лишь при условии уважительного отношения к религиоз­ным чувствам каждого. Убеждение, что религия есть устаревший фе­номен, предназначенный к исчезновению или уничтожению, означа­ло бы оскорбление чувств верующих. Поэтому необходимо искать цен­ности, способные объединить людей разных вероисповеданий, верующих и неверующих.


Возникает вопрос о том, какой из приведенных вариантов наибо­лее «правильный». Предпочтение зависит от самого человека. Каждый из нас вправе самостоятельно решить, какой вариант предпочесть, какой из них наиболее соответствует характеру личного мировоззре­ния. Чтобы наметить подходы к решению этого вопроса, необходимо, в частности, выяснить, что такое вера — не религиозная только, а вера вообще. Осмысление феномена веры входит в задачу философии.

Вера — это незыблемая убежденность человека в чем-либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера как особая способность души имеет самостоятельное значение. Она не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо; волевое усилие не формирует веры и не способно породить веры. Точно так же нельзя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Вера требует посторон­них подкреплений, когда иссякает энтузиазм веры. Та вера, которая нуждается во внешних подкреплениях — слабеющая вера. Понятно, что нежелательно, чтобы вера противоречила доводам разума. Но это бывает далеко не всегда. Сохраняя свою самостоятельность, вера во многих случаях есть «вера вопреки».

Следует различать слепую и осознанную веру. Слепая вера имеет место тогда, когда человек во что-то верит, но не отдает себе отчета, во что именно и почему. Осознанная вера — это вера, тесно связанная с пониманием объекта веры. Такая вера предполагает знание того, во что следует верить, а во что верить не следует и даже опасно для благополучия человека и сохранения его души.

Познавательное значение веры невелико. Было бы легкомыслен­ным сохранять незыблемую убежденность в абсолютности тех или иных научных положений вопреки данным эксперимента и логическим до­водам. Научное исследование предполагает умение сомневаться, хотя и оно не обходится без веры. И все же, познавая, мы не можем делать ставку на веру. Гораздо большую важность здесь имеют обоснован­ность и логическая убедительность. Но если познавательное значение веры невелико, то исключительно велико ее жизненное значение.

Без веры невозможен сам процесс жизни человека. В самом деле, чтобы жить, мы должны верить в то, что нам суждена какая-то, более или менее значительная, миссия на земле. Мы верим (ибо строгих доказательств этому не существует), что наша жизнь не оборвется в следующую минуту. Без веры невозможно никакое дело, никакое пред­приятие, ибо, приступая к какому-либо делу или предприятию, мы должны хотя бы в минимальной степени верить в его успех. Чтобы жить, мы должны верить в собственные силы. Мы доверяем нашим органам чувств и верим, что в большинстве случаев они поставляют нам верную информацию о внешнем мире. В конце концов, мы верим в наш разум, в способность нашего мышления находить более или менее приемлемые решения сложных проблем. Впрочем, в жизни су-


ществует множество ситуаций (их большинство), исход которых зара­нее просчитать с абсолютной точностью мы не в состоянии. В таких ситуациях вера выручает нас. Безверие ведет к апатии и унынию, ко­торые могут перейти в отчаяние. Отсутствие веры рождает скепсис и цинизм.

Философия так или иначе признает роль веры в широком смысле. Немецкий философ К. Ясперс обосновал, например, понятие «фило­софская вера». Аналогичные понятия можно встретить и у других фи­лософов.

Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой — она приемлема и для людей религиозно индифферентных или несамоопределившихся в вопросах религии.

Философская вера противостоит суевериям. Суеверие — это необду­манная вера в приметы и предсказания произвольного характера. Су­еверие — это «вера всуе». Это даже не совсем вера, поскольку суеве­риям не хватает трезвости и серьезности, присущих настоящей вере. Философская вера отвергает также поклонение кумирам. Такое покло­нение возводит на недосягаемый пьедестал какое-либо лицо или группу лиц, наделяя их свойством непогрешимости. Поклонение кумирам чревато тяжким разочарованием, поскольку со временем неизбежно выяснится, что объект поклонения обладал, помимо достоинств, многими недостатками, а иногда и пороками. Наконец, философская вера отвергает фетишизм. Фетишизм есть поклонение вещам. Фетишизм неправомерно наделяет абсолютным значением то, что по своей при­роде является временным, условным, преходящим.

Философская вера предполагает признание того, что обладает бе­зусловным значением. Она ориентирует человека на вечные ценности. Это вера в то, что свято, что имеет непреходящее значение. В фило­софской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красо­ту, которые хотя и трудно достижимы, но существуют и заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Философская вера говорит, что поми­мо земного, суетного и преходящего, без которого мы не можем обой­тись, поскольку нуждаемся в удовлетворении непосредственных по­требностей, существует высшее, служащее удовлетворению потреб­ностей духа. Ориентируя на высшее, философская вера помогает лучше ориентироваться в мире земном, избегать его соблазнов и искушений. Она, в частности, помогает наладить полноценное общение с други­ми людьми. Поэтому философскую веру, по словам К. Ясперса, «мож­но назвать также верой в коммуникацию. Ибо здесь имеют силу два положения: истина есть то, что нас соединяет, и — в коммуникации заключены истоки истины. Человек находит... другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в


понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчи­ки по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изо­ляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве»1.

Для благополучия и процветания современного мира крайне важ­но найти путь налаживания полноценного диалога между верующими и неверующими, между людьми различной конфессиональной при­надлежности. В решении этой задачи важная роль принадлежит фило­софии. Конечно, установлению такого диалога никак не может спо­собствовать агрессивно-атеистическая, богоборческая философия. Она лишь противопоставляет людей, сеет рознь и разобщенность. Но не способствует диалогу и воинственная религиозность.

С проявлениями воинственной религиозности человечество сталки­валось на протяжении длительного исторического времени и продол­жает сталкиваться сегодня. Для нее характерно принуждение к вере, непримиримость к иным конфессиям, к праву человека самостоя­тельно решать вопрос о религиозной вере. Философия богоборчества и воинственная религиозность являются серьезными опасностями. Они далеко не изжиты в современном мире, вновь и вновь заявляют о своих притязаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: