Все годы работы в школе меня волновала проблема взаимосвязи и
зависимости между эмоциональным состоянием, с одной стороны, и идейным,
моральным, умственным развитием, формированием убеждений, с другой стороны.
Длительные наблюдения над духовной жизнью, трудом, обучением одних и тех же
школьников, непосредственное участие в духовной жизни и труде коллективов,
многолетняя дружба с отдельными воспитанниками - все это дает возможность
сделать вывод, касающийся гармонии всех сфер жизнедеятельности личности.
Эмоциональное состояние является, образно говоря, дирижером, от взмаха
чудесной палочки которого разрозненные звуки превращаются в стройное
звучание прекрасной мелодии. Если в детские годы чувства быстро захватывают
духовный мир человека и так же быстро сменяются, то в годы отрочества
преобладает эмоциональная стойкость состояния. Делается тонкой, обостренной
чувствительной связь между разумом и чувствами, чувствами и моральным
сознанием, эмоциональным отношением к окружающему миру и действительностью.
Содержание, характер, направленность мышления подростка глубоко отражаются
на его эмоциональном состоянии, порождая не только интеллектуальные чувства,
но и накладывая отпечаток на нею духовную жизнь, создавая то, что я назвал
бы чувством полноты духовной жизни. Задача учителя состоит в том, чтобы
умственный труд (а он является определяющим D жизни подростка) был
деятельностью, проявлением активных сил души, самоутверждением и
самопознанием человека. Настоящее мастерство учителя-воспитателя
раскрывается в том, что под его руководством в процессе обучения подросток
выражает себя. Определяющим эмоциональное состояние является отношение к
самому себе, видение самого себя в сложном, многогранном окружающем мире.
Выражение себя - очень сложная и нелегкая сфера воспитания и самовоспитания.
Она не может ограничиваться только уроками. Обучение, приобретение знаний -
это многогранная умственная, трудовая общественно полезная деятельность. Мы
стремились, чтобы она десятками, сотнями нитей была связана со сложной и
разнообразной интеллектуальной жизнью подростка, с его трудовым и идейным
самоутверждением. Чем больше подросток углубляется в мир знаний и труда, тем
больше он ощущает себя человеком, творческой личностью. Мы заботились о том,
чтобы приобретение знаний связывалось с творческим их применением, чтобы
знания не оставались мертвым грузом. Особенно целесообразно было осуществить
это воспитательное задание по отношению к тем подросткам, которым знания
доставались нелегко. Старательность и трудолюбие Петрика, Нины, Славка
держались на тоненькой ниточке эмоционального стимула; как только перервется
эта ниточка - ничего не останется, учеба их превратится в тяжелую,
непосильную повинность. Как важно, чтобы эта ниточка делалась крепкой и
надежной, чтобы человеку не грозило разочарование! Мы пришли к выводу:
подросток, каким бы посредственным ни был общий уровень его способностей, в
чем-то одном должен достигать, переживать значительный успех, чувствовать
себя в чем-то настоящим творцом, властителем знаний. Это как раз и является
прочным основанием того, что связывает человека со школой, с миром
интеллектуальной жизни, с человеческой культурой вообще. Славко с большими
трудностями разбирался в закономерностях исторической науки. Ему было трудно
понять обобщающую истину. И в математике мальчику трудно было "поймать"
переход от реальных вещей и фактов к абстрактной закономерности:
алгебраическая формула или теорема были для него тайной за семью печатями.
Нужно было найти в умственном труде, в интеллектуальной жизни ту сферу, в
которой бы подросток ощутил себя настоящим творцом. Мы нашли две сферы.
Первое - это чтение научно-популярной литературы о странах и народах мира.
Славко увлекся такими книгами; постепенно у него собралась библиотека, он
стал в коллективе знатоком географии и этнографии. Часами он мог
рассказывать товарищам о народах Индонезии, островах Индийского океана,
Африки, об их культуре, быте, традициях. Второе - это изготовление моделей
геометрических фигур. Учитель учил Славка передавать объемные и
пространственные представления, связанные с теоремами, в моделях,
изготовленных из пластмассы, стекла. Увлекшись этой работой, подросток стал
понимать сущность абстрактных истин. Упорным трудом, изучением учебников он
добился того, что геометрия стала его любимым предметом. С каждым годом
крепла нить, которая связывала Славка с интеллектуальным трудом, со школой.
Он ощущал свою полноценность, не терялся перед трудностями. Петрик с
огромными трудностями осмысливал грамматические правила, допускал грубые
ошибки. Сочинения по литературе долгое время казались ему чем-то
непостижимым. Много раз мы ходили с ним в поле, к пруду, в лес и
всматривались в цвета и оттенки, вслушивались в звучание музыки природы.
Постепенно мальчику стали открываться тонкости слова. Для меня было большой
радостью, что в глазах мальчика исчезло выражение равнодушия. Пробудился
интерес к творчеству. Я читал сочинения-миниатюры, сложенные тут же, среди
природы; мальчик зажигался желанием сказать и свое слово о картинах и
явлениях, которые вдохновляли меня; мое вдохновение передавалось ему.
Отражение знаний в эмоциях - важное условие перехода знаний в убеждения,
условие становления убежденности и мировоззрения. Эмоциональное состояние
имеет огромную возвратную силу влияния на ум, на всю интеллектуальную жизнь
подростка. В годы отрочества ум особенно чувствителен к эмоциональному
состоянию. Тысячи фактов убедили меня в том, что жизнерадостное
мировосприятие, чувство власти над вещами, явлениями и истинами, уверенность
в своих силах пробуждают новые родники памяти, мысли, сообразительности.
Полнота духовной жизни - понятие широкое и многогранное. Благотворным, но, к
сожалению, еще малоизученным источником полноты духовной жизни подростка
является творческий труд, в котором органически сливаются мастерство рук и
знания. В понятие ^деятельность" мы вкладываем как раз то слияние творчества
ума и руки, в котором рождается полнота духовной жизни. Мы добивались, чтобы
у каждого подростка была своя любимая, интересная, волнующая работа; чтобы
чувство, рождающееся в этой работе, переносилось на обучение, на моральные
отношения в коллективе. Условием этого переноса не обязательно должна быть
непосредственная связь работы с теоретическим материалом, который сейчас
изучается на уроках. Работа обогащает интеллектуальную жизнь и усиливает
интерес к учебе независимо от того, как она связана с программой, с
процессом обучения. Наоборот, очень важно, чтобы творческая работа рук
способствовала расширению сферы познания.