Если бы в начале века владельцы железных дорог поняли, что самую большую выгоду принесет организация полномасштабного бизнеса перевозок и нельзя ограничиваться перемещением пассажиров и грузов только вдоль железнодорожных путей, они входили бы сейчас в число самых могущественных корпораций современной Америки. Неудачное стратегическое решение лишило железнодорожные компании возможности вовремя включиться в рынки автомобиле- и самолетостроения в самом начале их развития и занять в них доминирующее положение. Они, скорее, неверно сформулировали цели завоевания товарного рынка, чем совершили тактическую ошибку. На переговорах также легко просмотреть основную стратегическую цель, сосредоточившись на заключении удачной сделки.
Самой важной и первоочередной задачей «главного стратега» является умение до переговоров принимать разумные решения, связанные с рынком товаров. Задолго до начала переговоров продавцу необходимо выяснить, входит ли покупатель в число тех клиентов, с которыми продавец собирается иметь дело. Покупателю надо выяснить заранее, соответствуют ли параметры предлагаемого товара тому, что ему нужно. Например, покупателям маленьких машин «Форд» нет никакого смысла покупать дорогие радиальные тормоза или человеку с невысоким достатком стремиться приобрести огромный «Таун кар». Стратегия в рыночной ситуации — это вопрос корпоративной самоидентификации. Выясняются вопросы типа: «Частью какого рынка я являюсь?» или «Вписывается ли моя сделка в уже существующий рынок?». Если предполагаемая покупка или продажа не вписывается в уже сложившуюся ситуацию, не стоит даже начинать работать с ней.
Покупатель должен принять несколько стратегических решений, связанных с товарным рынком:
стоит ли вообще приобретать товар, с какой конечной ценой товара можно согласиться, какое качество приемлемо, как вести себя с конкурентами, как относиться к силовым методам и долговременным отношениям с поставщиком. Такого же типа решения должен принимать и продавец. В случаях, когда покупатель решает: «сделать или купить», продавцу надо решить: «продать, предоставить льготные условия или лицензировать». Очевидно, что такие кардинальные решения относительно рыночной торговой политики надо принимать не за столом переговоров. Не может быть «правильной» цены за неправильный продукт.