Стратегическое планирование является краеугольным камнем эффективных переговоров. В наше время никто не планирует уже сидя за столом переговоров. Организация и ее представители должны знать, чего они хотят и в каком направлении собираются двигаться, до того как решат, какую тактику избрать.
Льюис Кэрролл писал в своем «Зазеркалье»: «...приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!» Хорошее стратегическое планирование — это один из способов «бежать в два раза быстрее». Без такого плана участники переговоров будут напоминать моряков, плывущих «без руля и без ветрил». Их повлечет туда, куда дуют ветры, и они будут вынуждены всю свою энергию направить только на то, чтобы остаться на плаву.
ТАКТИКА, ТУПИКОВАЯ СИТУАЦИЯ И КОНТРМЕРЫ
Тактика — это наука и искусство расположения войск и маневрирования ими в бою; искусство и мастерство использования доступных средств для завершения дела.
|
|
Чарлз К. Вебстер
Когда имеется договоренность о конечных результатах, остается только решить, каким способом достичь этих результатов. Но это уже дело не политики, а техники, то есть экспертов.
Исайя Берлин
Любые средства имеют тенденцию стать последними.
Игнацио Силоне
В бизнесе так же, как и в дипломатии, очень важно осознать, что выбор тактики ограничен стратегией.
Нет смысла добиваться одномоментного выигрыша, если это приведет к осложнениям на пути к достижению конечных долговременных целей. В мире бизнеса маневрирующие в погоне за скорыми результатами продавцы быстро приобретают плохую репутацию и теряют клиентов. Задача руководителя переговорной группы состоит в том, чтобы объединить все существенные соображения и выйти на переговоры с обдуманной тактикой, которая приведет к достижению долговременных целей. В этой работе важно заранее определить отдельные пункты, проблемы и промежуточные цели и научить членов команды сопротивляться давлению. Наконец, используя маневры и другую переговорную технику, руководитель должен решить, как лучше выяснить предположения, намерения и уровень ожиданий оппонента.