1. ВуекЯ. Мифы и утопии архитектуры XX века. - М., 1990.
2. Архитекторы / [Авт.] И. И. Комарова. — М., 2000.
3. Иванова. Л. В. Шедевры мирового зодчества. - Смоленск, 2000.
4. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века: Современная архитектура: Учеб. пособие. - М., 2000.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство — совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, ото- I бражающих реальность в визуальных образах.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на поверхность.
Изобразительное искусство основано на созидательной способности человеческой руки, управляемой мозгом и глазами, на прямом, непосредственно видимом тождестве образа и предмета, изображения и изображаемого. Это тождество имеет идеальный характер. Оно также является продуктом исторически развившейся в практической деятельности способности человека воплощать идеальный образ в материальной форме, объективировать его, делать доступным для восприятия другими людьми.
|
|
Художественное изображение всегда представляет собой видимое подобие идеального образа, возникшего в сознании человека и воплощенного в определенном материале. Изобразительное искусство - специфический путь через видимое к сущности, через созерцание к размышлению, через единичное и случайное к всеобщему и закономерному. Изображение - особый способ художественного обобщения, раскрывающий в создании видимого подобия образа и предмета смысл жизни, идеал художника, несущий доступную глазу объективную истину.
Живопись как вид искусства отличается такими чертами, как образная универсальность, чувственная специфичность, связанная с отражением всего многообразия действительности через непосредственно видимые образы, воссозданные в красках на плоскости.
Главным средством выразительности живописи является цвет. В истории европейской культуры цвету часто придавалось символическое значение: например, черный - горе, красный - величие или страдание, фиолетовый - смирение и раскаяние, зеленый - надежда или красота. Особенно ярко развивались эти направления в эпоху средних веков. Новое осмысление возможностей цвета связано с развитием абстракционизма (см. теорию В. Кандинского).
Считается, что живопись - это плоскостное искусство. Однако это утверждение условно, так как живопись некоторых направлений в истории отличается стремлением к объемности. Достаточно вспомнить некоторые идеи кубизма (особенно поздний период), художников Ренессанса (поиск
перспективы) или особенности изображения в Древнем Египте (у египтян человека изображали как бы с разных точек зрения, что приближает живопись к объемности скульптуры).
|
|
Виды живописи: монументально-декоративная (стенные росписи, плафоны, панно), станковая (картины), декорационная (театр и кинодекорации), декоративная роспись предметов, иконопись, миниатюра (иллюстрации, портрет), диаграмма и панорама.
Средствами выразительности в живописи считают: цвет, рисунок, композицию, фактуру, светотень, вид материала, вид техники, сегодня -еще и оформление картины (рама, стена или то место, где картина выставляется и т. д.).
Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, лирический, исторический? батальный, бытовой, светский, и т. д.
Основные технические разновидности: масляная, водянае по штукатурке сырой (фреска), сухой (а секо), темпера, клеевая, восковая, эмаль, мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель, тушь.
Графика - вид изобразительного искусства, основанный на рисунке и печатании художественного изображения.
Виды графики: станковая (рисунок, эстамп, лубок), книжная и газет-но-журнальная (иллюстрации, оформление), прикладная (почтовые марки, экслибрисы) и плакат.
Средства выразительности графики: контурная линия, штрих, линия, ритм композиции, цветовое пятно, локальный цвет, колорит, фон, мазок, фактура, поверхность воссоздаваемых предметов.
I Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.
Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна щ своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.
Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который, обретая художественную форму, перестает быть объективной
реальностью для человека и становится материальным носителем художественной идеи.
Скульптура - это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века - пространство как ирреальный мир, эпоха барокко - пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм - равновесие пространства и объема и формы. XIX век позволил пространству «войти» в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.
Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит, сложна и глубинна для восприятия.
Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров:
• мелкая пластика (древние глиптики - резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т. д.);
• скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);
|
|
• станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером);
• монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т. д.);
• монументальная (надгробия, монументы, памятники).
Самый популярный жанр в скульптуре - портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма (четырехгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропЬцен-трических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента — отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.
Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.
Средства выразительности скульптуры: построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, светотень, иногда цвет.
Эстетика изобразительного искусства заключается в возможности визуализации совершенства. Именно в визуализации возникло ощущение человеком красоты. В основе визуального восприятия красоты лежит способность соотносить непосредственно воспринимаемое с уже сложившимся представлением о совершенстве. Эстетический опыт изображения как никакой другой наполнен разнообразием.
|
|
Гений скульптора преобразовывает материю... Еще вчера камень лежал на земле, его попирали ногами. Назавтра толпы людей преклоняются перед ним.
Пьер Жан Давид де'Анжи
Скульптура - это сила, выраженная в материале.
Генри Мур
Хороший бюст, стоит биографии. Огюст Роден
Живопись - это средство забыть жизнь.
Жорж Руо
Живопись есть грохочущее столкновение разных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возник космос - •■■ оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой - музыка сфер. Создание произведения есть мироздание.
Василий Кандинский
В натюрморте чувство осязания участвует в создании картины.
Жорж Брак
Сначала нужно сердцем увидеть вещи, и тогда они выйдут из-под кисти одухотворенными.
Ци Байши
Портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.
Эмиль Антуан Бурдель
Цвет делает человека храбрым или трусливым, цвет делает уродливым или красивым, цвет делает грустным или радостным, цвет принижает и возвышает многие предметы.
Карель ван Мандер
Хрожник - это приемник впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека.
Пабло Пикассо
Живопись служит художнику орудием воплощения своего внутреннего видения.
Анре Матисс
Гармония в живописи - это взаимное уравновешивание рисунка и цвета.
Анре Матисс