Советуем прочитать. 1. ВуекЯ. Мифы и утопии архитектуры XX века

1. ВуекЯ. Мифы и утопии архитектуры XX века. - М., 1990.

2. Архитекторы / [Авт.] И. И. Комарова. — М., 2000.


3. Иванова. Л. В. Шедевры мирового зодчества. - Смоленск, 2000.

4. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века: Современная архитектура: Учеб. пособие. - М., 2000.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство — совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, ото- I бражающих реальность в визуальных образах.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на поверхность.

Изобразительное искусство основано на созидательной способности человеческой руки, управляемой мозгом и глазами, на прямом, непосредственно видимом тождестве образа и предмета, изображения и изображаемого. Это тождество имеет идеальный характер. Оно также является продуктом исторически развившейся в практической деятельности способности человека воплощать идеальный образ в материальной форме, объективировать его, делать доступным для восприятия другими людьми.

Художественное изображение всегда представляет собой видимое подобие идеального образа, возникшего в сознании человека и воплощенного в определенном материале. Изобразительное искусство - специфический путь через видимое к сущности, через созерцание к размышлению, через единичное и случайное к всеобщему и закономерному. Изображение - особый способ художественного обобщения, раскрывающий в создании видимого подобия образа и предмета смысл жизни, идеал художника, несущий доступную глазу объективную истину.

Живопись как вид искусства отличается такими чертами, как образная универсальность, чувственная специфичность, связанная с отражением всего многообразия действительности через непосредственно видимые образы, воссозданные в красках на плоскости.

Главным средством выразительности живописи является цвет. В истории европейской культуры цвету часто придавалось символическое значение: например, черный - горе, красный - величие или страдание, фиолетовый - смирение и раскаяние, зеленый - надежда или красота. Особенно ярко развивались эти направления в эпоху средних веков. Новое осмысление возможностей цвета связано с развитием абстракционизма (см. теорию В. Кандинского).

Считается, что живопись - это плоскостное искусство. Однако это утверждение условно, так как живопись некоторых направлений в истории отличается стремлением к объемности. Достаточно вспомнить некоторые идеи кубизма (особенно поздний период), художников Ренессанса (поиск

перспективы) или особенности изображения в Древнем Египте (у египтян человека изображали как бы с разных точек зрения, что приближает живопись к объемности скульптуры).

Виды живописи: монументально-декоративная (стенные росписи, плафоны, панно), станковая (картины), декорационная (театр и кинодекорации), декоративная роспись предметов, иконопись, миниатюра (иллюстрации, портрет), диаграмма и панорама.

Средствами выразительности в живописи считают: цвет, рисунок, композицию, фактуру, светотень, вид материала, вид техники, сегодня -еще и оформление картины (рама, стена или то место, где картина выставляется и т. д.).

Жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, лирический, исторический? батальный, бытовой, светский, и т. д.

Основные технические разновидности: масляная, водянае по штукатурке сырой (фреска), сухой (а секо), темпера, клеевая, восковая, эмаль, мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель, тушь.

Графика - вид изобразительного искусства, основанный на рисунке и печатании художественного изображения.

Виды графики: станковая (рисунок, эстамп, лубок), книжная и газет-но-журнальная (иллюстрации, оформление), прикладная (почтовые марки, экслибрисы) и плакат.

Средства выразительности графики: контурная линия, штрих, линия, ритм композиции, цветовое пятно, локальный цвет, колорит, фон, мазок, фактура, поверхность воссоздаваемых предметов.

I Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.

Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна щ своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.

Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.

Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который, обретая художественную форму, перестает быть объективной


реальностью для человека и становится материальным носителем художественной идеи.

Скульптура - это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века - пространство как ирреальный мир, эпоха барокко - пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм - равновесие пространства и объема и формы. XIX век позволил пространству «войти» в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.

Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит, сложна и глубинна для восприятия.

Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров:

• мелкая пластика (древние глиптики - резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т. д.);

• скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);

• станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером);

• монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т. д.);

• монументальная (надгробия, монументы, памятники).

Самый популярный жанр в скульптуре - портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма (четырехгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.

Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропЬцен-трических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.

Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента — отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.

Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах.

Средства выразительности скульптуры: построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, светотень, иногда цвет.

Эстетика изобразительного искусства заключается в возможности визуализации совершенства. Именно в визуализации возникло ощущение человеком красоты. В основе визуального восприятия красоты лежит способность соотносить непосредственно воспринимаемое с уже сложившимся представлением о совершенстве. Эстетический опыт изображения как никакой другой наполнен разнообразием.

Гений скульптора преобразовывает материю... Еще вчера камень лежал на земле, его попирали ногами. Назавтра толпы людей преклоняются перед ним.

Пьер Жан Давид де'Анжи

Скульптура - это сила, выраженная в материале.

Генри Мур

Хороший бюст, стоит биографии. Огюст Роден

Живопись - это средство забыть жизнь.

Жорж Руо

Живопись есть грохочущее столкновение разных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возник космос - •■■ оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой - музыка сфер. Создание произведения есть мироздание.

Василий Кандинский


В натюрморте чувство осязания участвует в создании картины.

Жорж Брак

Сначала нужно сердцем увидеть вещи, и тогда они выйдут из-под кисти одухотворенными.

Ци Байши

Портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.

Эмиль Антуан Бурдель

Цвет делает человека храбрым или трусливым, цвет делает уродливым или красивым, цвет делает грустным или радостным, цвет принижает и возвышает многие предметы.

Карель ван Мандер

Хрожник - это приемник впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека.

Пабло Пикассо

Живопись служит художнику орудием воплощения своего внутреннего видения.

Анре Матисс

Гармония в живописи - это взаимное уравновешивание рисунка и цвета.

Анре Матисс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: