1. Манн Ю. В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). - М., 1969.
2. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т. 1,2. - М., 1974.
3. Соболев П. В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. 4.1.-Л., 1972. 4.2.-Л., 1975.
4. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.
5. Толстой Л. Н. Что такое искусство? - М., 1985.
6. Бойко М. Н. Самосознание искусства - самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. - М., 1997.
7. Бердяев Н. Кризис искусства. - М., 1980.
8. Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. - М., 1978.
9. Флоренский П. Иконостас. Храмовое действо как синтез искусств. Обратная перспектива. (Любое издание.)
10. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века.-М., 1975.
Первая половина XX века
Мироощущение и симптоматика культуры первой половины XX века
Мироощущение человека в XX веке переживает значительные сдвиги, обусловленные сменой культурной ситуации. Один из наиболее тонких исследователей культуры XX века пишет: «...Уже в первой четверти XX века... обнаруживается и осознается роковое исчерпание и расщепление единой лестницы прогрессивного восхождения европейской цивилизации., по ступеням тех, как будто бы единственных и всеобщих ценностей, смыслов жизни, что были завязаны еще в XV-XVI веках... Человек Европы... оказывается где-то в промежутке различных встречных и пересекающихся смысловых кривых, и ни одна «кривая не вывезет...», ни к одной человек не прирастает, он все время остается... наедине с самим собой. Индивид теряет комфортное место «точки» на некоей единственно восходящей траектории....Каждый смысл вновь и вновь претендует на единственность и всеобщность, и вместе с тем в XX веке все эти всеобщие ценностные спектры действительно осмыслены... только в общении друг с другом, только в ответ на вопрос иного смысла» (Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. -М., 1991. С. 262-263). Другими словами, в XX веке различные формы мироощущения и миропонимания не только начинают сходиться в какой-то единой для всех людей точке, стремиться к универсальности и вседоступ-ности, но при этом наблюдается и в корне противоположное стремление этих мироощущений, заключающее в себе активную потребность в проявлении своей специфичности и несводимости к единому.
|
|