Мифологические и религиозные истоки этикета

В основе некоторых правил этикета лежит представление людей о том, что на их жизнь оказывают влияние потусторонние силы. Некоторые из них следует почитать, другие призывать на помощь, от третьих защищаться — в том числе с помощью этикета. Английский этнограф Э.Б. Тайлор показал, что существующий у многих народов обычай желать здоровья чихнувшему восходит к древнему представлению о духах, способных проникнуть в человека во время чихания. Издаваемые в Европе книги по этикету содержали правила, как именно следует это делать. «Известно, что анабаптисты и квакеры отбросили как эти, так и другие приветствия, но они оставались еще в кодексе английских хороших манер у высших и низших классов, по крайней мере, 50 лет тому назад... Да и в настоящее время они еще не забыты...» 6 Книга Тайлора вышла в свет в 1871 году, но и сейчас мы можем согласиться с его наблюдением. Очевидно, что эта «защитная» функция этикета была особенно важна там, где все верили в участие сверхъестественного начала в их повседневной жизни. Однако и сегодня, говоря кому-то «спасибо», мы, часто того не сознавая, обращаемся к Богу с просьбой воздать добром за добро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: