Построение теоретической модели системы человеческой деятельности, которая охватывала бы закономерными связями всю совокупность образующих ее элементов, - задача на редкость трудоемкая. Структура человеческой деятельности активно обсуждается в специальной литературе и подводить итоги научной дискуссии, развернувшейся вокруг этой проблемы, было бы преждевременно. По этому вопросу высказаны разные точки зрения и характеризовать здесь каждую из них в отдельности, по-видимому, нет нужды. Достаточно будет подчеркнуть, что деятельность - это и материально-практические, и интеллектуальные операции, и внешние, и внутренние процессы. Деятельностью в той же мере является работа мысли, как и работа руки. Таким образом, человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формах - практической и духовной. Результатом первой являются изменения в материальном общественном бытии, в объективных условиях существования и развития общества, в реальном поведении человека; результатом второй - изменения в сфере общественного и индивидуального сознания.
Выделение сознания в особый вид духовной целеполагаю-щей деятельности было связано с разветвлением практичес-
9 Заказ № 299
258
Сущность и функции искусства
Лекция VII
259
ки-духовной активности человека в процессе исторического развития, углублением социального разделения труда, объективной потребностью в осознании коллективной общественной цели - то есть мысленного образа будущего результата деятельности и способов ее осуществления. Цель должна быть представлена человеку в качестве факта сознания. Субъективность цели обеспечивает возможность манипулирования образами не скованного необходимостью действительного изменения материального объекта. Это создает предпосылки для творческого характера мышления, целеполагающей и предметно-преобразующей деятельности.
С точки зрения роли деятельности в социальном развитии важное значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (связанную с реализацией новых целей и использованием соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств). Следовательно, творчество - это сложные процессы, протекающие в сфере духовной и практической деятельности и приводящие к созиданию чего-либо нового, отвечающего потребностям поступательного развития общества, тогда как нетворческая деятельность связана с повторением творческих достижений, распространением, популяризацией их, закреплением в фонде общественных ценностей.
Творческая и нетворческая деятельность не встречаются в чистом виде, и даже простейшие формы отражения действительности в человеческом сознании обнаруживают диалектику репродуктивного и продуктивного начал. Любое обобщение, элементарнейшая общая идея (понятие) не может трактоваться как непосредственный зеркально-мертвый акт. Не составляет исключения и обычная репродукция в живописи, ина никогда не бывает абсолютной копией оригинала. Даже помимо собственной воли копиист может оставить в ней определенный творческий след.
Конечно, когда копируется живописное полотно с ранее избранной темой и осуществленным идейно-образным, сюжетным и колористическим решением, главные творческие цели здесь уже достигнуты, и копиисту следует лишь воспроизвес-
ти то, что было найдено художником. Однако, можно ли сказать, что в деятельности копииста совсем отсутствует какое бы то ни было творческое начало? Едва ли. Укажем хотя бы на одно из них. Ведь для того, чтобы воспроизвести колорит картины, он должен решить конкретную творческую задачу: какие красители смешать и в какой пропорции, чтобы добиться адекватности цветовых соотношений.
Диалектика продуктивного и репродуктивного начал в художественной деятельности выявляет тот безусловный факт, что отношения «оригинал - копия» не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Художественная новизна, неповторимость, оригинальность начинают постепенно растворяться, когда сталкиваешься с изучением конкретного творческого пути того или иного автора, идущего к своей цели через создание многочисленных набросков, этюдов и картин, в которых последовательно выкристаллизовываются образы будущего шедевра. Ведь в этом шедевре, в известном смысле, повторяется то, что уже было найдено художником. В творческой (по своему существу) деятельности ваятеля и живописца можно обнаружить и другие черты репродуктивного мышления - воссоздание, воспроизведение явлений социальной действительности, следование сложившимся художественным традициям и т. п. В условиях, когда наука еще не открыла способов измерения количества творческих и нетворческих элементов в деятельности, нам приходится довольствоваться констатацией, что деятельность художника в основном есть творчество, а деятельность копииста по существу творчеством не является. Однако не следует забывать, что великолепно выполненная копия подлинного шедевра может порой иметь большую художественную ценность, чем иной «оригинал». Неравноценность подлинника и репродукции всегда очевидна по отношению к данному произведению и его повторению, но не к любой отдельно взятой копии и отдельно взятому оригиналу. Для человека, следовательно, важны оба вида деятельности. Творческая и нетворческая деятельность друг без друга не могут существовать.
Исключительную методологическую роль в современной эстетической теории выполняет также классификация всеоб-
Сущность и функции искусства
Лекция VII
261
щих форм индивидуальной деятельности, отражающая системное построение ее всеобщих видов. Чем бы не занимался человек, что бы он ни делал, сколь бы многообразно не проявлял себя в повседневной жизни, его активность, в конечном итоге, обнаруживается лишь в четырех основных направлениях: либо он действительность преобразует (1), либо он ее познает (2), либо участвует в процессе ценностной ориентации (3), либо - в акте общения (4). Преобразование, познание, ценностная ориентация и общение - родовые характеристики индивидуальной деятельности, абстрагированные от конкретно-исторических условий жизни. Они взяты здесь вне системы общественных отношений как некие универсальные формы. Надо помнить, что только общество «наполняет» эти формы реальным, конкретно-историческим содержанием.
Учитывая тот факт, что смысл понятий «преобразование», ♦ познание» и «ценностная ориентация» ранее был подробно раскрыт, специально подчеркнем, что «общение», как это было убедительно показано в трудах К. Ясперса, М. Бубера, М. Дюф-рена, М. Бахтина, В. Библера и М. Кагана, представляет собой межсубъективное взаимодействие, и его нельзя смешивать с простой коммуникацией. Последняя связана с передачей информации, тогда как общение предполагает диалог, особое сопряжение информационных потоков. Эти потоки ориентированы друг на друга и взаимодействуют во имя получения новой информации. Информация же, образовавшаяся в ходе диалога, нередко объединяет ее создателей, сохраняя своеобразие личности того и другого.
Весьма специфическим видом духовно-практической активности людей является эстетическая деятельность, которая на заре развития человеческого общества была вплетена в различные практические операции и утилитарные отношения, в процесс изготовления орудий труда, оружия, бытовой утвари, в магические обряды, мифотворчество и т. п. Этому способствовал синкретический характер человеческой деятельности, ее изначальная аморфность и диффузность, отсутствие четкой дифференциации на отдельные виды и типы. Дальнейшее развитие общественной жизнедеятельности сопровождалось постепенным отпочкованием некоторых видов мате-
риального и духовного производства, в результате чего эстетическая деятельность начала проявляться в двух основных формах: как момент (сторона, грань) других видов человеческой активности, и как самостоятельное эстетическое творчество. В первом случае речь идет, например, о придании эстетической выразительности продуктам материального производства, а также об эстетических аспектах политических, правовых, нравственных и религиозных отношений, а во втором — об эстетической организации окружающей среды, дизайне, художественных промыслах и, конечно же, об искусстве, представляющем собой высшую форму эстетической деятельности человека.
Дальнейшее восхождение по лестнице научной конкретизации приводит от понятия эстетической деятельности к понятию художественной деятельности, которую можно охарактеризовать как практически-духовную активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия художественных произведений. Не будем забывать, однако, что в данной лекционной теме мы стремились осмыслить искусство как высшую форму эстетического познания и эстетической деятельности человека. Взятое под этим углом зрения, искусство есть особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетаются художественно-образное познание жизни с творчеством по законам красоты. Что же касается понятия «художественная деятельность», постараемся конкретизировать его через понятие «функции искусства».
1.5. Социально-ролевая организация искусства как сложно-динамическая система
Как-то мне довелось читать про одного персидского шаха, которому вздумалось посетить выставку изобразительного искусства. Оказавшись в картинной галерее, он пришел в неописуемое изумление, когда узнал, что живописное полотно, на котором нарисован осел, стоит сто фунтов стерлингов, а настоящий осел - только восемь. Шах персидский принимал в со-
262
С\ щность и функции искусства
Лекция VII
263
ображение, что на живом осле можно ездить, тогда как на изображенного - лишь смотреть.
И в самом деле - кому и зачем нужно искусство? Как воздействует оно на окружающий мир и способно ли оно что-либо изменить в объективной действительности?
Под функцией общественных явлений обычно понимают совокупность последствий социальной деятельности. Функция искусства - фактически осуществляемое им действие, реальная форма его участия в многообразных проявлениях общественной жизни. Всесторонний обмен деятельностью в обществе опосредован результатами этой деятельности, ее конкретными продуктами. Этот сложный процесс объективно регулируется потребностями, которые представляют собой особые состояния человека, социальной группы или всего общества в целом, выражающие зависимость от объективных условий их существования и развития и являющиеся источниками всевозможных форм их активности. Удовлетворение общественной потребности есть в сущности процесс присвоения человеком, социальной группой или обществом той или иной формы деятельности, детерминированной общественным развитием и представленной предметно.
Искусство с глубокой древности и до настоящего времени служит удовлетворению многообразных общественных потребностей. Пение, пляска, пантомимическое действие, раскраска тела и другие проявления художественного творчества вплетались в повседневный быт, различные обряды, производственные процессы, участвовали в организации трудовых действий, способствовали передаче веками накопленного социального опыта и т. п. Многочисленные свойства искусства, его способность «решать» различные социальные задачи исторически формировались под влиянием разветвленной системы духовных потребностей. Выявление, разграничение, сопоставление сложившихся сторон социально-ролевой организации искусства необходимы не просто для неких чисто логических операции, но и для решения комплекса весьма сложных методологических и практических проблем.
Изучение закономерностей функционирования искусства все более настойчиво требует использования методологии си-
стемного анализа. Исследования в этой области показали, что функции художественных явлений не могут быть правильно поняты при их изолированном рассмотрении. Необходимо уяснить особенности строения функциональной системы искусства, ответить на вопрос, почему ей свойственна именно эта структура, а не какая-либо иная, осмыслить, какие конкретные роли ее образуют.
Если на первых порах, осмысливая природу искусства, наши отечественные исследователи делали основной акцент на гносеологических и социально-воспитательных его сторонах, то позднее к углубленной разработке этих вопросов присоединилось изучение и других граней художественно-творческого процесса. Большая группа авторов занялась исследованием семиотических сторон искусства. В центре внимания других ученых оказались аксиологические проблемы. Ряд психологов, эстетиков и искусствоведов вслед за Л. Толстым заинтересовался суггестивными (от латинского еи^езНо - внушение) способностями искусства, то есть таким воздействием на личность, которое приводит к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения и т. п. Возродился интерес к игровому аспекту художественного творчества. И это не случайно, ведь игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость и удовольствие сама по себе. Игра приковывает человека, очаровывает его. Цель игры - в ней самой, шедаром И. Кант придавал понятию игры широкий философский смысл, а Ф. Шиллер заключил, что человек прекрасен, «когда он играет», и только тогда он «в полной мере человек»\ И не потому ли, наконец, Й. Хёйзинга увидел в игре сущность культуры и назвал человека кото 1ис1еп5, то есть «человек играющий»? Эвристическую (от «эвристика» - наука о творческом мышлении) функцию подробно исследовал Э. Ильенков. Компенсационная грань художественного творчества или его способность идеально восполнять то, что нужно человеку для удовлетворения его потребностей, наиболее успешно была изучена Ю. Давыдовым. Кассандровскому (от имени древнегреческой прорицательницы, предсказавшей гибель Трои), то есть про-
Г
Сущность и функции искус ства
гностическому началу искусства уделил большое внимание Ю Борев, известный польский исследователь Б. Дземндок специально вычленил катарсическую функцию, А. Еремеев - социально-организаторскую, В. Силин - социализирующую. Одним словом, современная эстетическая литература представляет собой лавину стремительно растущих сведений о различных сторонах и функциях искусства, его самых разнообразных особенностях и нюансах.
Л. Столович насчитал уже 8 аспектов и 14 соответствующих им функций искусства: отражательно-информационный аспект в его трудах представлен познавательной, просветительской и прогностической функциями, творческий аспект - эвристической функцией, оценочный - оценочной, а знаковый -коммуникативной, психологический аспект проявляется в суггестивной, компенсационной и катарсической функциях, социальный - в социально-организаторской и социализирующей, воспитательному аспекту соответствует воспитательная функция, а игровому - гедонистическая (от «гедонизм» - удовольствие) и развлекательная.
Представление о функциональной многогранности искусства утвердилось в работах А. Натева, М. Кагана, А. Зися, С. Раппопорта и других исследователей. Одновременно с этим стала подчеркиваться мысль о том, что не все жанры искусства имеют одинаковое функциональное воздействие (нельзя, скажем, в декоративно-прикладном искусстве непременно усматривать прогностическую функцию). Все чаще стала высказываться обоснованная тревога, что «во множестве быстро растущих данных о разных сторонах и функциях искусства растворялось представление о нем как о целостном организме, обладающем своей качественной определенностью, затуманивалось понимание его природы» и что «в обилии аспектов и функций теряется сущность искусства» [5]. В поисках выхода из этой ситуации М. С. Каган, например, пришел к заключению, что при всех возможных модификациях система основных функций искусства остается целостной и достаточно устойчивой. В противном случае не сохранилось бы качественной определенности искусства как деятельности художественной, а не какой-либо иной.
265 |
Лекция VII
Выявление необходимых и достаточных для данной целостности функций М. С. Каган считает возможным, если подойти к искусству как к части некой метасистемы, то есть извне, из среды, в которую оно вписано. Такой средой для искусства, по его утверждению, является человеческая деятельность. Автор анализирует последнюю и теоретически устанавливает четыре ее компонента: преобразование, познание, ценностную ориентацию и общение. Искусство воссоздает все четыре типа человеческой деятельности в их единстве и представляет собой ее модель во всей полноте и структурной целостности. А это проясняет и функциональное строение искусства: чтобы быть моделью человеческой жизни, оно должно объединять все четыре функциональные направленности, играя одновременно роль средства общения, способа ценностной ориентации, инструмента познания и орудия практически-духовного преобразования объективного мира. Вот почему Каган выделяет четыре функции искусства: коммуникативную, просветительскую, воспитательную и гедонистическую.
Следует, однако, подчеркнуть, что принятая Каганом структура человеческой деятельности, в контексте которой и анализируется затем сущность искусства и его функции, встречена в философской литературе не однозначно. Создание всесторонне детализированной теоретической модели человеческой деятельности вряд ли будет осуществлено с сегодня на завтра и уж едва ли - в рамках эстетической науки. Однако для выявления самых общих контуров художественной деятельности это и не обязательно. По-видимому, в представленной Каганом системе речь идет не столько о структуре деятельности, сколько об определенной классификации всеобщих форм индивидуальной деятельности, о построении системы ее всеобщих видов. Не случайно преобразование, познание, ценностную ориентацию и общение в структуре искусства выделяет и С. X. Раппопорт. Практически те же элементы мы находим и у Л. Н. Столовича, хотя в его концепции одна из функций искусства объединяет познавательный и оценочный моменты. Мотивируется это тем, что художественное познание не может существовать без оценки. Это, конечно, так. Но и другие стороны искусства не изолированы друг от друга.
266 |
Сущность и
Может ли воспитание осуществляться без познания? Общение - без ценностной ориентации? Не объединяются ли социально-воспитательный и творческо-воспитательный моменты искусства в рамках единой воспитательной «стороны», и притом с не меньшей степенью неразрывности, нежели та, которая обнаруживается во взаимосвязи познания и оценки? А само воспитание не есть ли преобразование личности? Важно только учитывать, что преобразование, познание, ценностная ориентация и общение социально детерминированы, и общество в конечном итоге наполняет активность человека во всех наиболее общих тенденциях конкретным социальным содержанием. Именно поэтому система всеобщих видов индивидуальной деятельности не может заменить собой структуру человеческой деятельности, а искусство — претендовать на роль универсального интегратора общественных отношений.
Что же касается социально-ролевой организации искусства как сложно-динамической системы, то ее интенсивная разработка на этом не прекратилась. Новый вариант функциональной теории искусства был предложен все тем же М. С. Каганом [6], сделавшим на этот раз попытку обобщить результаты, полученные не только им самим, но и другими исследователями.
Автор настаивает на необходимости различать «две ситуации: первая - это процесс художественного творчества, в котором функционирует творческое воображение художника, направляющего свою активность на отраженную действительность; вторая - функционирование самого произведения искусства, активность которого направлена на преобразование действительности» [6, с. 13-14]. Поскольку же в художественно-образном освоении окружающего мира объединяются познание, ценностная ориентация, преобразование и общение, Каган выделяют четыре функции художественного творчества, три из которых {познавательная, оценочная и преобразовательная) проявляются по отношению к действительности, а одна {коммуникативная) - по отношению к человеку.
Во втором случае, то есть «когда мы обращаемся к анализу функционирования самого искусства - художественных произведений, однажды созданных и ведущих самостоятель-
267 |
Лекция VII
ную жизнь» [6, с. 14], среда, на которую воздействует искусство, весьма неоднородна: она включает в себя природу\ общество как сферу социальных отношений, человека, представляющего собой синтез природной и социальной «субстанций», и культуру. Искусство же, будучи элементом культуры, связано с ней функционально и вместе с тем обнаруживает особую функциональную направленность в другие сферы действительности.
Первая, социально-организаторская функция проявляется во взаимосвязи «искусство - общество». Эта функция является своеобразным ответом на одну из важнейших потребностей общества как саморегулирующейся системы - потребности в постоянном укреплении целостности, в обеспечении прочности связей своих компонентов. Социально-организатор- -екая функция искусства осуществляется двояко: в подфункции эстетического оформления коллективных действий (то есть в виде придания политическим, военным, дипломатическим, этическим, религиозным церемониям эстетической привлекательности, величественности, поэтичности) и в подфункции социализации индивида (то есть в исторически необходимом процессе формирования человека как личности, в котором он приобщается к общественным ценностям, впитывая в себя социальный опыт, и складывается по определенным общественным меркам).
Вторая функция искусства обнаруживается в подсистеме «искусство - человек» и стимулируется художественной потребностью, необходимостью очеловечивания человека, одухотворения, облагораживания его, пробуждения в нем духовных потенций. Эту функцию М. Каган определяет как развитие духовного потенциала человека и отмечает, что она также распадается на две подфункции - духовного возвышения человека (осуществляющегося искусством на уровне всеобщности человеческого бытия всесторонне и целостно, в единстве мыслей и чувств, воли и воображения, в единстве эстетического, нравственного, гражданственно-политического отношения к миру, а на уровне индивидуального бытия человека - посредством удовлетворения его внутренней эмоциональной потребности испытывать радость, удовольствие, наслаждение от соприкосновения с художественными ценностями) и инди-
268
Сущность и функции
Лекция VII
269
видуализации социума (поскольку необходимость в социализации каждого индивида как бы дополняется встречной общественной потребностью - стремлением к утверждению индивидуальности, к обретению собственного самосознания, к духовному самоопределению). Именно здесь, в подсистеме «искусство - человек» и проявляются выделенные автором в предыдущих работах просветительская, воспитательная, коммуникативная, гедонистическая и художественно-воспитательная функции, но теперь уже на правах так называемых функций второго порядка\
Следующая функция искусства - преображение природы во имя повышения ее эстетического потенциала - стимулируется потребностью общества оптимизировать отношения человека с природой и осуществляется, во-первых, с помощью изображения природы в особой художественно-одухотворенной форме, и во-вторых, - путем внесения в природу новой красоты (садово-парковое искусство, некоторые виды архитектонических искусств, прикладные искусства, дизайн и т. п.). Эта функция проявляется в подсистеме «искусство - природа» и включает в себя, наряду с подфункцией эстетического совершенствования природной среды, подфункцию эстетического совершенствования человеческого тела (вспомним, например, какими возможностями в этом отношении обладает искусство грима или как совершенствуют эстетические качества человеческого тела танец и некоторые синтетические объединения искусства и спорта).
Характеризуя подсистему «искусство - культура», М. Каган отмечает два аспекта потребности культуры в искусстве, первый из них - это внутренняя потребность, которую испытывает культура как таковая и каждый ее социально-исторический или этнический тип, и второй - потребность в искусстве как специфическом инструменте «общения культур» Эти аспекты и обусловливают две главные функции искусства по отношению к культуре - функцию самосознания культуры (поскольку культура «смотрится» в искусство как в!вил^° Г С°*;ершенствУется под влиянием того, что она в нем кусстно И ФУНКЦИЮ *«<*** * общении культур (так как искусство выступает в роли «представителя» культуры, к кото
рой принадлежит и оказывается способным «открывать» ее другим участникам историко-культурного «диалога»).
Как здесь не вспомнить о М. М. Бахтине, который считал «вненаходимость» самым могучим рычагом понимания культуры, ее особенностей? Чужая культура открывает себя более полно и глубоко только в глазах другой культуры. Один смысл обнаруживает свои глубины, когда он входит в соприкосновение с другим, чужим смыслом. Между ними возникает диалог, преодолевающий замкнутость и приводящий к взаимному обогащению.
И, наконец, исследуя подсистему «искусство - искусство», М. Каган указывает на потребность искусства в эстетическом самосовершенствовании. Из этой потребности и выводится далее функция саморегуляции развития искусства, проявляющаяся в равнении на классику, в постоянном освоении профессионального опыта, а также в непрерывном обновлении, самоизменении, в процессе влияния одного этапа развития на другой или во взаимовлиянии различных национальных и иных художественных традиций.
Обратим внимание на то обстоятельство, что функции искусства экстрагируются здесь из реальных общественных потребностей, а не из неких всеобщих форм деятельности, взятых вне системы общественных отношений. Искусство анализируется в своем социально-культурном контексте, в неразрывной связи со средой, которая его порождает, окружает и испытывает его же воздействие.
Однако мера конкретизации предложенной Каганом модели, степень ее реальной «включенности» в систему общественных отношений остаются спорными. Правильно ли, например, утверждение, что искусство в любой конкретно-исторической ситуации осуществляет духовное возвышение человека, способствует развитию его индивидуальности и является средством проникновения в подлинные закономерности бытия? Почему, в таком случае, фактически осуществляемое искусством действие оказывается порою прямо противоположным? 'Почему вместо духовного возвышения человека мы нередко сталкиваемся с его духовным оскудением, а вместо развития индивидуальности и самосознания - с грубым ус-
270
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Лекция VII
271
реднением, «омассовлением», аиндивидуализацией? Почему, наконец, с помощью все того же искусства может осуществляться приобщение человека к миру иллюзорного опыта, культивирование пассивного, потребительского отношения к жизни?
Не секрет, что характерной особенностью некоторых образцов «массовой культуры» является их способность освобождать человека от необходимости предпринимать интеллектуальные усилия и указывать ему простейший путь к наслаждению. Там, где определяющим показателем духовного производства становится его товарность, неизбежно вступает в силу «потребительское кредо», согласно которому все, что человек покупает, должно быть приятно и удобоваримо. Такой потребитель стремится найти в искусстве нечто занимательное и забавное, рассматривает его лишь как средство, способствующее релаксации, психологической разрядке. В представлении потребителя искусство должно иметь чисто рекреативное значение (с его помощью можно «провести» время, «убить» его и т. д.).