Логистический аудит

Аудит – системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия установленному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям.

Целью проведения аудита является создание базы данных, которой можно воспользоваться для оценки компонентов операционной логистической системы, позволяющей выявлять возможности повышения производительности.

Примеры вопросов при проведении логистического аудита:

1. Какие изменения, скорее всего, произойдут в структуре каждого рыночного сегмента и как эти изменения повлияют на его относительное значение?

2. Позволит ли достижение Компанией текущих стандартов времени выполнения заказов и коэффициента удовлетворения спроса стать лидером в своей отрасли?

Ключевые показатели включают как качественные, так количественные составляющие. Их можно объединить в четыре большие группы.

1. Эффективность обслуживания клиентов

2. Эффективность логистики или затраты, связанные с выполнением каждого из следующих функциональных видов деятельности: - транспортировка; - складирование;

- управление запасами; - планирование производства и диспетчеризация; - закупки;

- поступление и обработка заказов.

3. Использование активов: - запасы; - складские сооружения; - собственный парк подвижного состава.

4.Приемы и показатели работы конкурентов по характеристикам (параметрам) обслуживания клиентов и использования активов.

Внешний аудит включает проведение масштабного анализа, выполняемого в виде почтовой рассылки анкет или выборочных глубинных собеседований с клиентами — представителями различных обслуживаемых сегментов рынка (таких как производители, оптовики, ритейлеры, другие покупатели с разным объемом закупок, других).

Внутренний аудит в компании может начинаться с углубленных интервью с руководством компании-заказчика. Для этого заранее готовится специальная форма подобных интервью по каждой из следующих управленческих функций:

- обслуживание клиентов/управление заказами; - транспортировка (входящие и выходящие потоки); - операции складирования; - управление запасами и прогнозирование; - планирование производства и составление рабочих графиков;

- закупки/снабжение; - маркетинг/продажи; - финансовый контроль/бухгалтерский учет; - обработка данных.

№11 Управление цепями поставок

Управление цепочками поставок – это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.

Управление цепочками поставок есть управление восемью бизнес-процессами, а именно: взаимоотношениями с потребителями; обслуживанием потребителей; спросом; выполнением заказов; производственным потоком; снабжением; разработкой продукции и доведением, ее до коммерческом использования; возвратными потоками.

Для успешного управления цепочками поставок необходимо выполнение ряда основных требований:

поддержка руководства, наличие лидера, готовность внедрять изменения, наделение работников необходимыми полномочиями.

Управление цепочками поставок (SCM – supply chain management)- это высокоинтерактивный, комплексный и системный подход, который требует одновременного рассмотрения и учета многих актов обмена.

Цель SCM - добиться максимальной конкурентоспособности или рентабельности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя.

В УЦП большую роль играют логистические провайдеры (3PL, 4PL и др.) – это организации, предоставляющие логистические услуги, управляющие логистическими цепочками клиентов.

№12 Сущность методов прогнозирования и их классификация

Под методологией прогнозирования понимается область знаний о методах, способах и системах прогнозирования:

• метод прогнозирования — способ исследования объекта, направленный на разработку прогноза;

• методика прогнозирования - совокупность одного или нескольких методов;

• система прогнозирования — упорядоченная совокупность методик и средств реализации.

Методы прогнозирования базируются на двух подходах: эвристическом и математическом

Экспертные методы прогнозирования рекомендуется использовать в том случае, если:

ü нет достаточной статистической информации об изменении анализируемого показателя и влияющих на него факторов;

ü показатель не изменяется численно, а выражается качествеными признаками:

ü анализируемый показатель не может быть описан на основе эволюционного развития, поскольку изменяется скачкообразно и природа этих изменений неизвестна.

№13 Методы экстраполяции и экспоненциального сглаживания

Простейшими методами прогнозирования спроса на основе статистической маркетинговой информации являются экстраполяционные методы, основанные на анализе временных рядов.

Анализ временных рядов применительно к прогнозирование величины спроса представляет собой разбиение данных об объеме продаж в прошлом на компоненты, характеризующие тренды, циклы, сезонные и случайные изменения, выявление причин изменения спроса в прошлом с последующим переносом полученных закономерностей на будущее.

Метод экспоненциального сглаживания представляет собой прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов.

Основная идея метода состоит в использовании в качестве прогноза линейной комбинации прошлых и текущих наблюдений.

№14 Методы аналогий и сценариев

Метод аналогий заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в других функционирующих системах управления со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе.

Сущность данного метода состоит в разработке типовых решений (например, типовой организационной структуры системы управления) и определении границ и условий их применения, а также в установлении эквивалентности (подобия) между сопоставляемыми объектами, т.е. на основе исследования поведения одной системы прогнозируется аналогичное поведение (развитие другой системы).

Типы аналогий: символическая, персональная, воображаемая, прямая.

Метод составления сценариев. Впервые термин «сценарий» был употреблен в I960 г. футурологом X. Каном при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических вопросов в военной области.

Сценарий — это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений.

Сценарий можно также определить как метод прогнозирования, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, можно шаг за шагом развивать будущее состояние объекта исследования.

№15 Комплексные методы прогнозирования

К комплексным методам прогнозирования относятся: метод прогнозного графа; метод ПАТТЕРН; метод Профайл.

Метод прогнозного графа был разработан в СССР под руководством академика В.М. Глушкова. В результате применения данного метода получаются прогнозы в виде перечня конечных целей графа, времени свершения конечных целей графа, вероятности свершения конечных целей графа в заданное время.

Метод ПАТТЕРН (Planning Assistance Through Technical Relevance Number) переводится как «помощь планированию посредством относительных показателей технической оценки».

Он был разработан и США в 1964 г. для обоснования планирования и управления научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками. Используется для обоснования прогнозов и планов посредством научно-технической оценки количественных данных.

Схема процедуры при прогнозировании методом ПАТТЕРН включает в себя следующие этапы:

выбор объекта прогноза; выявление внутренних закономерностей; построение прогностического сценария; разработку поисковых прогнозов основных характеристик объекта прогнозирования; морфологический анализ; разработку «дерева целей» развития объекта прогнозирования; анкетирование; количественную оценку элементов уровней «дерева целей» но критериям относительной важности, полезности, своевременности, состояния разработки и др.; разработку вариантов оптимального распределения ресурсов по элементам уровней «дерева целей».

Метод Профайл (программированные функциональные показатели для лабораторной оценки) предложен американским математиком Ситроном в 1965 г.

Для количественной оценки элементов дерева вводится систе­ма критериев:

чувствительность (устойчивость); своевременность; содействие; вероятность достижения цели.

Структура Профайл с точки зрения входящих методов и про­цедур и их последовательности совпадает со структурой ПАТТЕРН.

№16 Экспертные методы прогнозирования

Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками.

Применение экспертных систем позволяет:

1. принимать быстрые и качественные решения в области управления материальными потоками;

2. готовить опытных специалистов за относительно более короткий промежуток времени.

3. сохранять «ноу - хау» компании, так как персонал, пользующийся системой, не может вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в экспертной системе;

4. использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, скучных и тому подобных рабочих местах.

№17 Методы системного анализа

Методы системного анализа – суть их состоит в том, что любая производственно-хозяйственная, социально-экономическая деятельность сначала можно быть представлена в форме потоков, образованных разными по характеру процессами.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

1. принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макро уровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микро уровне, т.е. внутри своейструктуры;

2. принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

3. принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

2. Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов:

3. Первый: Определяются и формулируются цели функционирования системы.

4. Второй: На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

5. Третий этап. На базе этих требований формируются, ориентировочно,некоторые подсистемы.

6. Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему.

№18 Цель, задачи и функции закупочной логистики

Закупочная логистика это процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами для производства, размещения его на складах, хранение и выдача в производство при необходимой потребности.

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких основных принципов:

• обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

• не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

• знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

• проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

• соблюдать принятые на себя обязательства;

• учитывать в деловой практике интересы поставщика;

• поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос и рыночный баланс. На базе этой информации, как правило, дается ответ на следующие вопросы:

• какова структура исследуемого рынка, или какая форма рынка имеет место?

• как организован исследуемый рынок или как протекает балансирование спроса и предложения?

• каким образом будут развиваться структура и организация рынка?

Информация подается в трех аспектах:

• современный анализ рынка («моментальный снимок»);

• динамика изменения конъюнктуры рынка;

• прогнозы изменения рынка.

Традиционная система организации материального снабжения основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимых для производства материалов па складе фирмы, где эти материалы подбираются и передаются получателю либо доставляются прямо на рабочие места. В случае если требуемые предприятию материалы отсутствуют на складе фирмы, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику.

Хранение запасов при традиционной системе закупок предполагает наличие комплекса складов с присущими им административными издержками и затратами труда.

Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:

Содержание складских помещений; Затраты на обслуживающий персонал; Затраты на транспортные средства; Убытки от хранения запасов.

Договорная документация включает в себя: собственно договор, каталоги материалов, соглашения по организации процесса подачи заявок и выполнения поставок, а также инструкции по ведению контроля и учета выполнения договорных условий.

№19 Механизм функционирования закупочной логистики

Управление системой закупок на предприятии преследует следующие цели:

1) расширение номенклатуры продукции;

2) снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков;

3) избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции;

4) контроль над специальными заказами;

5) контроль над упущенными продажами;

6) увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.

Существуют следующие основные формы снабжения сырьем и материалами:

1) складская, при которой поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;

2) транзитная, при которой продукция поставляется непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей;

3) поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.

Для осуществления функции закупок на предприятии совершается ряд операций.

1. Анализ рынка.

2. Изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время.

3. Получение и оценка предложения поставщика.

4. Выбор поставщика.

5. Согласование стоимости обслуживания и заключение договора.

6. Проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя.

7. Проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем.

8. Размещение заказа.

9. Делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики.

10. Установление единой политики в отношениях с поставщиками.

11. Выработка методов учета продукции.

12. Сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции.

13. Ускорение оплаты продукции.

14. Экономия ресурсов предприятия, например путем консолидации заказов и установления стандартов запаса.

15. Поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств.

16. Отбор, классификация и анализ данных, необходимых для поиска альтернативного вида продукции.

17. Прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции.

18. Анализ ценности и возможностей поставщика.

19. Разработка новых методов обработки необходимых данных для эффективного функционирования системы закупок.

Все эти операции объединяются в несколько этапов закупочной логистической деятельности на предприятии:

1) определение масштаба проекта (объема производства и продаж, величины затрат, параметров бюджета и др.);

2) формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции;

3) размещение объявлений о подаче предложений;

4) оценка предложения;

5) окончательные переговоры;

6) составление документации;

7) поставка и контроль качества;

8) обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.

№20 Классификация материальных запасов

Запас как явление в цепях поставок представляет собой товарно-материальные ценности, ожидающие потребления.

Запас (stock, inventory) — это то, что сконцентрировано, приготовлено, собрано для последующего потребления. Составляющими запаса могут быть материальные, информационные, финансовые и прочие ресурсы и ценности. Например, можно говорить о запасе здоровья, о золотовалютном запасе, запасах недр и др.

В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам, т. е. запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: