Доминирующим направлением в развитии ИС и ИТ является информационная интеграция на основе современных методов обработки и передачи данных, определяемая таким новым понятием, как телематика. Понятийный аппарат в этом новом направлении в большой степени заимствован из современной программотехники и теории коммуникационных сетей. Основные понятия, определения и аббревиатуры, используемые в главе, представлены в табл.3.
Современная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного, постоянного оперативного обмена информацией, без быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в ЛС. Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий и автоматизации типовых технологических операций логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.
|
|
На состоявшемся в мае 2000 г. XXVII мировом конгрессе /ЛС (Брюссель, Бельгия) были провозглашены следующие приоритетные направления в развитии и совершенствовании глобальных транспортных технологий и бизнеса:
* Мобильность.
* Internet.
* Мультимодальность.
Одним из главных выводов конгресса был вывод о необходимости перехода от конкуренции между видами транспорта к их активному взаимодействию на платформе мультимодалъности и логистики. Действительно, все три генеральных направления развития транспортной технологии являются базисными в современной концепции глобализации и гармонизации рынка. На этой основе формируются:
* единая евроазиатская транспортная система (мультимодальные транспортные коридоры в России, проект возрождения «великого шелкового» пути из Европы в Китай через Кавказ и пр.);
* единое открытое информационное пространство на основе Internet (виртуальные сети экспедирования, мониторинга грузов, информационной поддержки транспортно-логистических компаний);
• единые стандарты в электронных информационно-коммуникационных
системах поддержки бизнеса, обеспечивающих требуемую мобильность
товаров и людей.
Характерно, что многие из современных направлений в развитии бизнеса ориентированы на активное использование электронных форм обеспечения деловых операций. Это проявляется и в названиях перспективных и эффективных электронных технологий: e-mobility; e-business; e-logislics; е-commerce и др.
|
|
Перспективы дальнейшего внедрения информационных систем и технологий на транспорте и в логистике впечатляющи. Среди них:
• информационная интеграция на транспорте на основе Internet и телематики с целью обеспечения глобального трансъевропейского мониторинга движения товаров;
• развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционными формами расчетов;
• совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в компаниях;
• формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств и посреднических фирм в Internet для обеспечения самоорганизационных процессов в отношениях между клиентами и поставщиками товаров и услуг;
• решение проблем простоя транспорта на границах путем активного внедрения технологий «Green Custom — Зеленая таможня»^, основанных на электронном документообороте (EDI — Electronic Data Interchange);
• электронные формы контрактов и платежей за товары и услуги в открытых коммерческих системах;
• глобальная мобильная связь «трубка-трубка», обеспечиваемая низкоорбитальными спутниковыми системами типа Globalstar;
• информационная интеграция товаропроизводящих и транспортно-об-служивающих компаний с потребителями на платформе технологий Internet-Intranet;
• мобильное управление на основе (Web-технологий и многое другое.
Информационная проблематика в логистике сегодня определяется следующими направлениями:
♦ исследование динамично меняющихся информационных потоков в ЛС в связи с изменением форм собственности, диверсификации предприятий, усложнением рыночных связей;
♦ разработка информационных и программных систем для автоматизации управления компаниями (в части интегрированной логистики);
♦ совершенствование систем мобильной связи;
♦ Internet-технологии в организации и обеспечении мобильного управления в ЛС.
Благодаря развитию Internet и активизации деятельности многочисленных виртуальных служб жизненный цикл услуг по доставке товаров конечному потребителю начинает приобретать вполне конкретные, основанные на типизации логистических, информационных и финансовых операций формы. В силу этого логистика становится все теснее связанной с разработкой сложных проектов доставки-распределения товаров и ресурсов. Создаются центры для разработки и продажи таких проектов. Причем предметная область проектов может быть различной — от разработки системы управления транспортно-экспедиторской компанией (например, www.shercargo.ru, www.integprog.ru) до организации выставки в другой стране, на другом континенте (www.twiglobal.com)