Под здравым смыслом подразумевается общее, присущее каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. Здравый смысл проявляется в суждениях о правильном и неправильном, годном и негодном, допустимом и недопустимом и т.д.
Эти суждения носят субъективный и оценочный характер, поэтому, естественно, они различны у разных людей, у представителей разных социальных слоев общества, разных профессий, разных национальностей. Кроме того, в каждую историческую эпоху они наполняются новым конкретным содержанием, т.е. меняются со временем.
Призывы к здравому смыслу обычны при обсуждении бытовых проблем. Они неизбежны в гуманитарных и социальных науках, а вот в естественных науках апелляция к здравому смыслу встречается гораздо реже.
7. Обращение к чувствам.
Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Если говорящий затрагивает какие-либо чувства адресата, его речь становится более действенной, лучше запоминается. Поэтому значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы, т.е. доводы, обращенные к чувствам слушателей.
|
|
Действенным является обращение к гражданским и патриотическим чувствам людей, к их чувству чести, долга, достоинства и т.д. Но надо помнить, что нельзя обращаться к низменным чувствам, а также к чувствам злобы, зависти, алчности, агрессивности, тщеславию и др.
Убедительные для одной аудитории они могут оказаться неубедительными для другой, поэтому важно знать состав аудитории, нравственные установки слушателей, их интересы, их эмоционально-психологический настрой.
ДИСТАНЦИОННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.
Этикет деловой электронной переписки.
Этикет телефонных переговоров.