Также необходимо дать несколько рекомендаций о том, как правильно похвалить сотрудника-подчиненного или сотрудника другого должностного уровня.
Благодарность за работу, похвала (в отличие от первого порицания) должна быть высказана публично, при других сотрудниках или руководителях - это производит положительное психологическое воздействие не только на того, кого хвалят (ему приятно, что о его достижениях знают другие), но и на окружающих его коллег, так как вызывает у них желание тоже заработать похвалу и благодарность.
Также не стоит забывать о положительном воздействии на людей комплиментов. Комплимент это словесное выражение положительных качеств и проявлений собеседника. Конечно же, в деловой среде они не всегда уместны и должны быть подчеркнуто нейтральными, несексуального характера.
Зачем делают комплименты и что они дают? Цель комплимента - расположить к себе собеседника и создать основу для дальнейшего общения. Когда человек услышал в свой адрес комплимент по поводу определенного качества его личности, то благодаря функционированию установки на желательность этого качества оно на уровне подсознания принимается за реальность. Возникает чувство удовлетворения. Чувство удовлетворения всегда сопровождается возникновением положительных эмоций (чувство приятного). Возникшие положительные эмоции связываются по закону ассоциации с их источником и переносятся на того, кто их вызвал. Чем приятнее происходит общение, тем большего в ходе делового общения достигнут партнеры, тем лучше будет психологический климат в коллективе. Так же возникает желание соответствовать тому, что было отмечено в комплименте. Появляется ощущение совершенствования своих черт.
|
|
Часто комплимент путают с лестью, и эффект от восприятия тогда становится совершенно другим. Некоторые отличительные черты мы сейчас разберем.
Так лесть всегда очень прямолинейна, а комплимент требует некоторого размышления над сказанным. Лесть довольно сильно преувеличивает положительные качества и наделяет отсутствующими, а комплимент лишь указывает на имеющиеся положительные черты и может содержать лишь небольшое преувеличение. Если комплимент вызывает положительные эмоции, то лесть может вызвать крайне негативное ощущение от общения.
Комплимент приятен тогда, когда сказан правильно и вовремя. Основные принципы комплимента заключаются в следующем:
· Лучше уделять внимание каким-либо положительным внутренним качествам, чем делать акцент на внешних.
· Говорить комплимент надо уверенным и убедительным голосом.
· Лучше кратко и не двусмысленно говорить комплименты, это воспринимается проще и целостнее.
|
|
· Преувеличивая положительное качество, надо проявлять чувство меры, иначе это может быть воспринято как издевательство.
· Можно применить технику комплимента, основанную на антикомплименте самому себе. Это производит двойной положительный эффект на собеседника.
· Говоря комплимент, всегда соизмеряйте то, что вы говорите и кому. Люди настолько разные, что один и тот же комплимент может быть воспринят ими прямо противоположно.
Существует такое понятие, как скрытый комплимент. Например, это проявление интереса к тому, что важно для собеседника: хобби, семья, спорт и так далее. И не забывайте называть партнера по имени, тем самым выражая свое уважительное отношение к нему. Эти комплименты воздействуют на человека не явно, но создают позитивный настрой в отношениях.
Искусству комплимента надо учиться, отрабатывая его приемы в повседневной жизни. Собираясь на важную встречу лучше заранее заготовить несколько комплиментов, подходящих для разных случаев и людей.