В процессе доставки груза могут возникнуть различные форс-мажорные обстоятельства, связанные с задержкой отгрузки партии или, например, погодными условиями. Понятно, что в такой ситуации необходимо иметь резервный запас. Определим его количество равное объему потребления за время поставки, т.е.
qijрезерв = nij = tijдос * Qijг/365 (3.9)
q14 = n13 = 0,15*24500/365 = 10,1(т)
q21 = n14 = 0,31*24500/365 = 20,8(т)
q44 = n41 = 0,38*10500/365 = 10,9(т)
q81 = n81 = 0,23*10500/365 = 6,6(т)
В этом случае размер запаса составит:
Qijрезерв = Qijопт + qijрезерв (3.10)
Q14резерв = 1038,14+10,1=1048,24(т)
Q21резерв = 1088,95+20,8=1109,75(т)
Q44резерв = 486,28+10,9=497,18(т)
Q81резерв = 456,47+6,6=463,07(т)
Общие затраты с учетом резервного запаса:
С14сумм(резерв) = 55,695*1048,24/2 + 1225*24500/1048,24= 57822,19 |
(ден.ед.)
С21сумм(резерв) = 50,619*1109,75/2 + 1225*24500/1109,75= 55131,59 |
(ден.ед.)
С44сумм(резерв) = 46,624*497,18/2 + 525*10500/497,18= 22677,79 |
(ден.ед.)
С81сумм(резерв) = 52,913*463,07/2 +525*10500/463,07= 24155,46 |
(ден.ед.)
Принимая решения для определения оптимального размера заказа в ситуациях, когда возникает дефицит при обслуживании клиентов, необходимо сравнить затраты на хранение запаса и издержки дефицита Нij. Именно их соотношение позволит определить, стоит ли увеличивать оптимальный запас или понести издержки связанные с утратой доверия клиентов или некоторой прибыли. В этом случае справедливо утверждение:
|
|
Сijсумм(резерв) - Сijсумм(опт) < Нij, то выбираем поставку равную Qijрезерв, иначе - Qijопт.
Издержки дефицита:
Нij = k(Ci* qijрезерв)
H14 = 1,5*(592,5*10,1) = 8976,375(ден.ед.)
H21 = 1,5 *(538,5*20,8) = 16801,2(ден.ед.)
H44 = 1,5*(496*10,9) = 8109,6(ден.ед.)
H81 = 1,5*(562,9*6,6) = 8359,065(ден.ед.)
С14сумм(резерв) - С14сумм(опт) = 2,59 < H14
С21сумм(резерв) - С21сумм(опт) = 1,71< H21
С44сумм(резерв) - С44сумм(опт) = 1,69< H44
С81сумм(резерв) - С81сумм(опт) = 1,2 < H81
Поскольку разница между суммарными издержками на хранение резервного и оптимального запасов значительно меньше издержек дефицита, то целесообразным является наличие резервного запаса. Следовательно, выбирается объём запаса, учитывающий резервный.
Диаграмма суммарных затрат по каждому маршруту оптимально