Теория поля К.Левина основывается на том, что поведение личности, как правило, определяется ее жизненным и социальным пространством. Левин полагал, что одним из отличительных признаков группы является принцип взаимозависимости ее членов. На основе этой теории были созданы различные частные теории групповой психологии:
1) теории сплоченности;
2) теории социальной власти;
3) теории соперничества-сотрудничества;
4) теории внутригруппового давления;
5) теории групповых притязаний.
Интеракционистская концепция рассматривает группу как систему взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается тремя понятиями:
1) индивидуальная активность;
2) взаимодействие, как систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на вызов ответной реакции партнера, которая порождает реакцию воздействующего. Взаимодействие складывается из физического контакта, перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального и невербального информационного контакта. В структуру взаимодействия входят субъекты взаимодействия, их взаимная связь, воздействие и изменение;
|
|
3) отношение.
Теория систем строится на том, что группа – это открытая система взаимосвязанных позиций и ролей, как совокупность групповых «входов» и «выходов». Данная теория пытается понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов.
Социометрический подход рассматривает группу через анализ внутри групповых отношений: предпочтений-выборов.
Психоаналитическая ориентация строится на описании групповых процессов с точки зрения идей 3. Фрейда о мотивационных и защитных механизмах личности.
Общепсихологический подход основывается на представлении о человеческом поведении, в котором отражены индивидуальные процессы личности, такие как научение, когнитивная сфера, мотивация и эмоционально-волевая сфера личности, неизбежно связанные с групповыми действиями.
Эмпирико-статистический подход строится на том, что основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, а не формулироваться априорно. Это направление нашло свое отражение в применении процедур, разработанных в области тестирования личности;
Формально-модельный подход состоит в конструировании формальных моделей группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств. Отрицательным моментом данного направления является то, что его представители больше интересуются внутренней консистентностью своих моделей, нежели степенью их соответствия естественным ситуациям.
|
|
Теория подкрепления основывается на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания, согласно которому поведение индивида в группе определяется как функция поощрения (положительное подкрепление) и санкций (отрицательное подкрепление). Теория подкрепления легла в основу двух крупных социально-психологических теорий, которые основное внимание сконцентрировали на внутридиадных отношениях, распространяя полученные в этих исследованиях результаты на большие по объему группы.
Параметрическая концепция Л.И. Уманского базируется на предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы).
Деятельностный подход рассматривает основной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова совместную деятельность, которая является не только внешне заданным условием существования данной группы, но и внутренним основанием ее существования.