1. Что означает «потеря» информации при переходе от оригинала к аналогу?
2. Как исследователь может и должен ограничить собственный произвол в процессе построения модели?
3. Можно ли построить модель другой модели?
4. Выделите факторы для проектирования модели эффекта поляризации группового мнения.
5. Представьте метафорические модели и когнитивные карты следующих социально-психологических процессов: динамика малой группы, авторитарный тип лидерства, мотивация деятельности.
6. Проанализируйте в терминах системного подхода феномен малой группы, какую-либо большую социальную группу: модель личности как социально-психологического феномена. Итоги анализа переведите в наглядную форму.
7. При каких условиях для понимания социально-психологических систем нужна формализация?
8. Постройте графики зависимостей известных вам социально-психологических процессов.
9. Проведите ряд экспериментов, меняя ряд параметров компьютерной модели. Дайте интерпретацию результатов. Сделайте общий вывод об адекватности модели после проведенных экспериментов.
ЛИТЕРАТУРА
Байдлих В. Социодинамика. Системный подход к математическому моделированию в социальных науках. М., 2004
Брудный А.А. К проблеме моделирования в социальной психологии // Методология и методы в социальной психологии. – М., 1977
Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С. Моделирование как метод научного исследования. – М., 1965
Кемени Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование. – М..1972
Компьютерное моделирование. Инструменты для исследования социальных систем. Омск, 2001
Крылов В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии.- М., 2000
Курлов А.Б. Основы теории социального моделирования. – Уфа, 1997
Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997
Методы социальной психологии. – Л., 1977
Моделирование психической деятельности. – М.,1969
Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973
Плотинский Ю.М. Социальное моделирование. – М., 2002
Психология и математика. – М., 1976
Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. М., 2001
Тема 6