Беседа XIV. Против пьянства [Порицание народного веселья в церковные праздники]
Мужчины и женщины, перемешавшись, совместно водят хороводы, предавая свои души бесу хмеля и поражая друг друга стрелами похоти, обмениваются усмешками, непотребными напевами, соблазнительными, зовущими к бесстыдству телодвижениями... Ты поешь распутные песенки, позабыв когда-то выученные тобой псалмы и гимны! Ты пускаешь ноги в безумный пляс, ты заводишь непристойный хоровод, когда тебе следовало бы набожно склонить колена [речь идет о пасхе]. Кого мне оплакать? Незамужних ли девушек или тех, что состоят в браке? Одни возвращаются домой, утратив свою невинность, другие не сберегают верности своим супругам!
Пусть псалмы изгонят непристойные напевы, пусть вместо пляски преклоняется колено, а вместо мерных ударов в ладоши пусть поражается ударами грудь!
MPG, t. 31.
Толкование на псалом XVIII
Псалтерион - это музыкальный инструмент, издающий звуки в гармоническом согласии со звуками пения. Так и духовный «псалтерион» наилучшим образом открыт тогда, когда действия находятся в согласии со словами.
|
|
MPG, t. 29.
Толкование на Шестоднев, I, 7
Из искусств, наук и ремесел одни именуются творческими, другие - деятельными, третьи - умозрительными. Умозрительные занятия находят свой результат в самой интеллектуальной операции, а деятельные - в самом по себе телесном движении, по прекращении которого никакого произведения у нас перед глазами не остается: так, пляска или игра на флейте ничего не производят, но действие ограничено самим собою. Но в занятиях творческих и по прекращении работы перед нашими глазами остается произведение: так обстоит дело с ремеслом зодчего, плотника, кузнеца, ткача и тому подобными. Мастер может уйти, но его изделия сами будут свидетельствовать о его мастерстве, так что мы сможем оценить зодчего, кузнеца или ткача по его делам.
MPG, t. 29.
Толкование на псалом XXVIII [Религиозно-педагогическая роль музыки]
Пусть язык поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения, дабы в пении участвовали твой дух и твой ум. Ведь бог не нуждается в славе, но желает, чтобы ты заслужил небесную славу.
MPG, t. 29.