Интересен опыт работы подростковых клубов, которые стали возникать с 1940 года. В настоящее время только в Стокгольме их насчитывается около 70. Подростковые клубы стали важнейшим звеном в воспитании и социализации молодежи. Они пользуются популярностью в основном у подростков 13-17 лет, хотя в некоторых случаях туда допускаются и младшие школьники с 10 лет. Эти центры отдыха, так еще называют подростковые клубы, работают 4–5 дней в неделю. Штат профессиональных педагогов в каждом клубе насчитывает 5–10 человек.
Шведское общество столкнулось с фактом прогрессирующей пассивности и праздности молодежи раньше, чем наше. Высокая социальная защищенность трудящихся, которую смогли завоевать шведы в нелегкой и упорной борьбе, способствовала расширению сферы досуга. Но большинство молодежи было безразлично настроено по отношению к общественной жизни. Она превращалась в пассивного потребителя нашедшего свой необъятный рынок сбыта индустрии досуга. Тем более, что педагогика еще в недавнем прошлом носила черты авторитарности: педагоги-аниматоры разрабатывали программы досуговой деятельности; штатные сотрудники, назначенные государством, распределяли выделенные государством финансовые средства, принимали решения по управлению делами клуба.
|
|
В 1985–1987 гг. в Стокгольме был апробирован «Демократический проект», в который включилось 10 подростковых центров досуга. В основе эксперимента лежала идея о необходимости перехода к педагогике сотрудничества и самоуправлению членов клуба. Члены клуба и штатные социальные педагоги получили равные права. Причем, взрослые лишились права «вето» на проекты деятельности досутового центра. И педагоги, и члены клуба стали вместе распоряжаться финансами, определять направления деятельности, осуществлять разработку и претворение в жизнь различных проектов.
Для оказания помощи молодежи были выбраны представители из числа местных политиков, к которым в случае несогласия с педагогами могли бы аппелировать подростки. Однако функции таких специальных представителей не сводятся только к третейскому суду – важнейшей задачей их является консультация по вопросам взаимодействия с государственными чиновниками на уровне муниципальных властей. Важно объяснить подросткам, почему государственный чиновник поступил так, а не иначе; какими мотивами и нормативными актами он руководствовался. В основу деятельности центров положены три «нет» – расизму, насилию и наркотикам.
В обязанности педагогов и административных работников входит наблюдение за соответствием деятельности досуговых центров поставленным перед ним задачам, обеспечение безопасности и защиты подростков, предупреждение их противоправной деятельности. При этом между педагогами досугового центра, подростками – членами клуба и местными комитетами заключается договор, гарантирующий строгое соблюдение добровольно принятых на себя обязательств. Это способствует реальному росту авторитета руководителя, педагога.
|
|
Результаты эксперимента показали, что оптимальной моделью организационного строения такого клуба является выборный комитет из 25 человек, занимающийся вопросами заключения соглашений, оформления их в форме договоров и т. п. Выборный комитет полностью состоит из подростков, и в его власти – распоряжение финансами.
Программу работы клуба определяет открытое собрание, на котором могут присутствовать не только состоящие в клубе подростки, но и все желающие. Штатные педагоги и администрация досугового центра имеют на собрании, как и все члены клуба, один голос, что подчеркивает равенство прав с подростками в сфере управления.
Подлинной основой демократии являются рабочие группы, которые могут быть самыми разнообразными по своему составу. В каждую из них входит педагог – для оказания помощи в разработке и реализации идей в практических делах. Решающее значение придается осознанию каждым подростком значения своей работы, места и участия в деятельности рабочей группы.
Новый демократический стиль отношений солидарности и сотрудничества, который складывается в группах, вовсе не мешает развитию столь хорошо известных форм досуговой деятельности, как дискотеки, вечера отдыха или встречи с интересными людьми, туристические походы и экологические экскурсии и т. п. Но такой стиль коренным образом меняет их содержание: подростки становятся более толерантными, раскованными, избавляются от комплексов, порожденных бурным физическим и духовным развитием; вырабатывают в себе чувство хозяина, солидарности со сверстниками, начинают видеть во взрослых педагогах соисполнителей и соучастников, которым не безразличны их личностные интересы.