Название метода
| Суть метода
| Кол-во участ- ников в группе
| Наличие модера- тора (веду- щего)
| Области применения
| Дополнительная информация
|
Фокус-группы
| Групповое фокусированное полустандарти- зированное интервью в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию.
| 6-12 чел.
| есть
| Получение предварительной информации по интересующей теме.
Выработка исследовательских гипотез.
Изучение восприятия определенных объектов.
Стимулирование новых идей и творческих концепций.
| Используемый в фокус-группах метод групповой дискуссии лежит в основе практически всех групповых методов социальной психологии
|
Peer-группы
| Переходный метод от индивидуальных интервью к групповым
| 2-4 чел.
| есть
| аналогично
| Создают возможность получения более детальной информации от каждого участника
|
Номинальные группы
| Вариант 1. Результаты индивидуальных интервью одних участников обсуждаются другими участниками.
Вариант 2. Участники собираются в единую группу, но отвечают на вопросы по одному, без непосредственного взаимодействия друг с другом.
| до 12 чел.
| есть
| Получение предварительной информации по интересующей теме.
Выработка исследовательских гипотез.
Изучение восприятия определенных объектов.
Стимулирование новых идей и творческих концепций.
| Чаще всего используются в тех случаях, когда нельзя собрать вместе интересующую группу (известных политиков, ученых, чиновников, специалистов и т.п.)
|
Десантные группы
| Проведение групповых обсуждений в реальной
обстановке
| 6-12 чел.
| есть
| аналогично
| Используются для создания обстановки, близкой к действительности
|
Брэйнсторминг
| Метод группового коллективного продуцирования новых идей. При этом процесс выдвижения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора
| от 3 чел.
| необяза-тельно
| Самые разнообразные: от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в определенных ситуациях
| Процедура проводится в два этапа: 1. выдвижение идеи; 2. оценка идей. Этап 2 лучше проводить через несколько дней
|
Синектические группы
| Дискуссию начинают синекторы, стараясь представить различные точки зрения по поводу темы беседы. Постепенно включаются остальные. В ходе дискуссии вырабатывается групповое решение
| более 10 чел.
| 4-5 синек-торов
| Анализ характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной стратегии, создание рекламных конструктов
| Специальные техники: “личные аналогии”, “заглавие книги”, “примерное отступление” и др.
|
Дельфи-группы
| Выдвижение идей о будущем с целью прогноза, основанных на коллективном мнении экспертов.Суммирование прогнозов в статистической форме. Определение ключевых положений. Передача материалов для следующего обсуждения.
|
| нет
| Разработка прогнозов в социально-экономической и политической сферах
| Процедура повторяется либо до достижения единой точки зрения, либо до отсутствия дальнейших изменений в индивидуальных прогнозах
|
Группы конфликта
| Специально комплектуются таким образом, чтобы спровоцировать столкновение различных мнений
| 6-12 чел.
| есть
| Сопоставление различных стилей жизни, взглядов, мнений.
Выработка новых идей.
| При наборе участников в отличие от фокус-групп отсутствует принцип гомогенности
|
Группы обсуждения без лидера
| Групповое обсуждение проблемы без участия ведущего
| 6-10 чел.
| нет
| Получение предварительной информации по интересующей теме.
Выработка исследовательских гипотез.
Изучение восприятия определенных объектов.
Стимулирование новых идей и творческих концепций.
| При проведении таких групп участникам могут даваться как общие, недетализированные, так и очень подробные инструкции
|
Адаптационные группы
| Ориентированы на определение того, в какой мере употребление товаров определяется их социальной или потребительской ценностью
| 6-12 чел.
| есть
| Для определения факторов отношения к тому или иному товару, явлению
| Наиболее часто применяется для изучения феномена престижного потребления
|
Расширенные креативные группы (ECG)
| Выполнение группой различных проективных заданий с их последующим обсуждением.
| 6-10 чел.
| есть
| Анализ характеристик тестируемого продукта, выбор рекламной стратегии, создание рекламных конструктов
| Проективные техники: интуитивные ассоциации, рисуночные техники, коллажи, ролевые игры, психогеометрические и цветовые тесты, антропоморфные методики
|