Критерии классификации методов анализа данных фокус-групп:
- Индуктивные - дедуктивные.
- Субъективные - объективные.
- Проверяющие - вырабатывающие.
- Конструирующие - замеряющие.
- Аналитические и обосновывающие.
Принципы символического интеракционизма:
Особое внимание уделяется не только позиции исследователя, но и позиции респондента.
- Видение и интерпретация всего того, что происходит в группе с позиции респондента.
- Рассмотрение и детальное описание атмосферы фокус-группы.
- Целостный анализ социального контекста.
- Учет результатов в динамике, а не в статике.
Принципы позитивизма:
Анализ и интерпретация данных - только с позиции исследователя
Объединение и установление связей между категориями.
- Проверка их на логическое соответствие
- Соотнесение с социальной реальностью и существующим социологическим знанием.
- Соотнесение с контекстом, в котором говорил респондент.
Валидность результатов фокус-групп.
Валидность метода ФГ зависит не только от процедуры, но и от контекста, от проблемы - объекта исследования.
2 вида валидности результатов ФГ:
Очевидная валидность - результаты группы действительно валидны, т.е. не вызывают сомнений.
Предсказательная валидность - в той степени, в которой результаты ФГ подтверждаются будущим поведением участников или последующими событиями.
Стратегии и методы обработки данных фокус-групп.
Типологии данных фокус-групп.
- По степени формализованности.
- Вербальные и невербальные.
- По способу фиксации.
Общие стратегии анализа данных фокус-групп:
- Поэтапный анализ
- Параллельный анализ
- Вертикальный и горизонтальный методы анализа данных.
- Взаимодополнение количественных и качественных методов анализа данных.
Виды анализа данных фокус-групповых исследований:
1. Лингвистический анализ (анализ беседы, анализ интеракции)
2. Анализ содержания или контент-анализ.
2.1. Прагматический КА
2.2. Семантический КА:
- (designation) - указательный, обозначающий анализ.
- (attribution) - анализ приписывания.
- (assertion) - анализ суждений.
2.3. Психологический КА (sign-vehicle)
Общие правила анализа данных ФГ:
- Обращать внимание на слова и их значения.
- Учитывать контекст.
- Принимать во внимание последовательность ответов и поведение участников.
- Исследовать специфичность ответов (базирующихся на собственом опыте, а не “безличных”).
- Находить основные идеи.