Функции социальной педагогики

В социальном плане функция (лат. functio — испол­нение) предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. М., 1997).

Исходным в определении функций, как правило, являются цели и задачи, которые стоят перед конкрет­ной сферой деятельности — практической или науч­ной.

Если учесть, что социальная педагогика представ­ляет собой науку, интегрирующую в себе разные от­расли научного знания, а в практическом применении направлена на педагогическое обеспечение и разрешение чрезвычайно широкого круга человеческих про­блем, то по своему назначению она имеет многопла­новый, полифункциональный характер. Поэтому и круг функций социальной педагогики довольно обширен, а по своему содержанию они весьма разнообразны.

Каждая функция, имея свою специфику и назначе­ние, находится в непосредственной или косвенной ло­гической связи и взаимозависимости с другими функ­циями.

Функции социальной педагогики можно подразде­лить по разным основаниям: на теоретико-познава­тельные и прикладные; на общепедагогические и спе­цифичные для социальной педагогики; на функции описательные, объяснительные, прогностические и преобразующие; общесоциальные, межотраслевые и отраслевые (связанные с социальной работой и со­циальным воспитанием). Правомерно выделить дол­говременные функции социальной педагогики и функции, определяемые особенностями того или ино­го этапа развития или даже особенностями социаль­ной ситуации.

Возьмем за основу первое деление функций, т.е. де­ление на теоретико-познавательные и прикладные и уже в их составе попытаемся выделить и кратко охаракте­ризовать остальные функции.

Теоретико-познавательные функции заключаются:

· в определении задач, структуры, принципов постро­ения социально-педагогического знания;

· в интеграции достижений различных наук ради извлечения, структуризации и развития социально-пе­дагогического знания;

· в объяснении источников возникновения и гене­зиса научных знаний о социально-педагогической сфере;

· в установлении социально-педагогических факторов, их обобщении, объяснении, истолковании;

· в определении принципов и способов социально-пе­дагогического прогнозирования, проектирования и преобразования, влияния социально-педагогических подходов на социальную политику государственных и муниципальных органов;

· в определении принципов и способов выявления пе­дагогического потенциала социума и условий его эффективного использования;

· в разработке методологии и методов социально-пе­дагогического исследования;

· в разработке способов использования научных под­ходов для повышения эффективности социального воспитания;

· в выявлении, анализе, обобщении передового опы­та социального воспитания и социально-педагогической помощи.

Прикладные функции науки находят выражение в сле­дующих направлениях деятельности:

· рекомендации о содержании и способах социально-педагогической и психологической поддержки соци-альноуязвимых групп населения и отдельных нужда­ющихся в такой поддержке людей;

· разработка способов преодоления отчуждения шко­лы от судеб детей, детей от семьи и школы, семьи от воспитания и заботы о детях;

· разработка способов социальной профилактики и реа­билитации лиц с отклоняющимся от норм поведением;

· разработка способов выявления и активизации пе­дагогического потенциала социума;

· рекомендации по работе детских и подростковых клу­бов и объединений.

Среди прикладных функций особую роль играют те, которые связаны с выходом на законодательные и рас­порядительные органы разного уровня, определением или корректировкой социальной политики:

· влияние на определение приоритетов социальной политики страны и региона;

· содействие гармонизации и стабилизации социаль­ного развития (социально-образующая и социально-преобразующая функции);

· функция консервации и воспроизведения полезных социальных стандартов, норм, традиций; трансля­ции гуманистической социальной культуры;

· работа по консолидации воспитательных сил обще­ства, по преодолению, в частности, ведомственной разобщенности социальных институтов.

В современных условиях трудных, болезненных пре­образований общественного устройства в направлении рыночной экономики и демократии особую роль играют функции социальной педагогики, связанные: а) с ре­гулированием средствами воспитания социальных от­ношений и социальной политики; б) с проблемами социальной профилактики и реабилитации как отдель­ного человека, так и значительных групп (общностей) и ролью в этих процессах образования.

Рассмотрим эти актуальные проблемы несколько под­робнее. Общее состояние детства в России единодушно характеризуется как кризисное. Это выражается в катас­трофическом падении здоровья детей. По данным меди­ков, в России осталось только 10—15% здоровых детей, 35% детей хронически больны, до 70% имеют стойкие отклонения в здоровье. Резко возросло в связи с соци­альной нестабильностью и экономическими трудностя­ми социальное сиротство, число безнадзорных и беспри­зорных детей, детей, растущих в неполных, социально неблагополучных и педагогически несостоятельных се­мьях. Ухудшилось питание основной массы детей. Неудов­летворительно организован летний отдых.

В современных условиях становится недопустимым четко обозначившееся, в связи с ослаблением воспи­тательных функций образования, известное отчужде­ние школы от жизненных судеб детей и подростков, сведение функции школы к «чистому» образованию. Школа теперь, наряду с образовательными и развива­ющими функциями, обязательно должна осуществлять функции социальной защиты и социальной реабили­тации.

Стратегическим в развитии образования и всей со­циальной сферы становится вопрос о профилях мас­совой школы и сочетании комплексных и специализи­рованных учреждений. Вряд ли стоит отрицать полез­ность и необходимость специализированных учреждений социальной сферы: профилированных школ, физкуль­турных и творческих объединений, кризисных диспан­серов, специализированных медицинских центров, пси­хологических консультаций и т.п. Квалифицированная консультация, помощь, лечение, образование в них являются полезными и необходимыми. Однако массо­вый характер социальной, медицинской, нравственной, педагогической патологии, многообразные социальные беды требуют, чтобы помощь и реабилитация были по­стоянными, комплексными и сосредоточенными в том месте, где происходит основная жизнедеятельность ре­бенка, — прежде всего в семье (это отдельная важная проблема), дошкольном учреждении и в школе. Отсю­да — задача превращения детсада, школы в комплекс­ное образовательно-лечебно-реабилитационное учреж­дение. Возможен и вариант дополнения школы район­ным или еще лучше — микрорайонным комплексным рекреационно-развивающим и реабилитационным уч­реждением (центром).

Воплощение обозначенных выше преобразований предполагает осознание остроты ситуации и актуаль­ности проблемы комплексной реабилитации со сторо­ны общественности, региональных, муниципальных и федеральных органов власти и управления; преодоле­ние ведомственных барьеров, препятствующих концен­трации средств, кадров и усилий, движению к комп­лексности социальных, медицинских, педагогических и иных услуг. Пока эти услуги носят ведомственный ха­рактер (по линии социальной защиты, здравоохране­ния, просвещения, физической культуры и спорта и т.д.) и очень трудно поддаются интеграции.

Источниками комплексного решения проблемы ре­абилитации детей и подростков могут служить, во-пер­вых, отечественные традиции социального милосердия, благотворительности, общности, социального призре­ния, во-вторых, международный опыт социальной по­мощи и поддержки (в частности, опыт организации по­мощи «из одних рук» в Германии) и, в-третьих, на­копленный в последнее десятилетие в России опыт ком­плексных реабилитационных учреждений или опыт об­разовательных учреждений. Речь идет о выявлении, под­держке, развитии, проектировании, создании и науч­ном сопровождении опережающего социально-педаго­гического опыта.

В Тюменской области накоплен уже значительный опыт комплексной реабилитационной работы. Весьма полезна и интересна в этом отношении практика со­здания и развития социально-педагогической инфра­структуры в Центральном районе г. Тюмени.

Особая роль принадлежит социальной педагогике в связи с востребованностью в современный период, как никогда в истории России, ее социально-регулятивной функции. Дезинтеграция политической власти, посто­янное недофинансирование образования ставят под уг­розу состояние образования в обществе. Но образова­ние может защитить и себя, и детство, и семью, тем самым сыграть серьезную роль в сохранении и разви­тии культуры, если будет активизирована именно его социально-регулятивная функция.

Наша школа также должна стать средством социаль­ной интеграции, проводником идеи терпимости и ра­венства, обеспечения горизонтальной мобильности для представителей любых социальных групп и этносов, средством формирования ресурсов и механизмов обще­ственных изменений и реформ.

Образование должно служить механизмом достиже­ния консенсуса между различными сферами общест­венной практики во многом через формирование у под­растающего поколения правильного отношения к здо­ровью, ценностям культуры, природе.

Вопросы и задания

1. Что является объектом и предметом социальной педаго­гики?

2. В чем разница и что общего в содержании понятий «со­циализация», «воспитание», «социальное воспитание»?

3. Что представляют собой психологические механизмы со­циализации?

4. Назовите и прокомментируйте основные факторы, ока­зывающие влияние на успешность социализации. Какие факторы способствуют успешной адаптации личности в социуме?

5. В чем заключаются теоретические и прикладные функ­ции социальной педагогики?

6. Назовите и поясните основные принципы педагогичес­кого влияния на процесс социализации.

7. Назовите и поясните основные методы социально-педа­гогического исследования.

8. Известно, что источником движущих сил саморазвития и самовоспитания являются внутренние противоречия. Можно ли рассматривать как источник движущих сил социализации личности противоречия между желаниями и возможностями? Если да, то какие варианты послед­ствий вероятны при разрешении этого противоречия?

9. Есть мнение, что поскольку общая и школьная педаго­гика тоже социальна, то у социальной педагогики нет своего предмета. Сравните определения предмета науки в учебных пособиях по общей, школьной и социальной педагогике и обоснуйте свое мнение по обсуждаемому вопросу.

10. В чем отличие эксперимента от опытной работы?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: