В социальном плане функция (лат. functio — исполнение) предполагает обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. М., 1997).
Исходным в определении функций, как правило, являются цели и задачи, которые стоят перед конкретной сферой деятельности — практической или научной.
Если учесть, что социальная педагогика представляет собой науку, интегрирующую в себе разные отрасли научного знания, а в практическом применении направлена на педагогическое обеспечение и разрешение чрезвычайно широкого круга человеческих проблем, то по своему назначению она имеет многоплановый, полифункциональный характер. Поэтому и круг функций социальной педагогики довольно обширен, а по своему содержанию они весьма разнообразны.
Каждая функция, имея свою специфику и назначение, находится в непосредственной или косвенной логической связи и взаимозависимости с другими функциями.
Функции социальной педагогики можно подразделить по разным основаниям: на теоретико-познавательные и прикладные; на общепедагогические и специфичные для социальной педагогики; на функции описательные, объяснительные, прогностические и преобразующие; общесоциальные, межотраслевые и отраслевые (связанные с социальной работой и социальным воспитанием). Правомерно выделить долговременные функции социальной педагогики и функции, определяемые особенностями того или иного этапа развития или даже особенностями социальной ситуации.
Возьмем за основу первое деление функций, т.е. деление на теоретико-познавательные и прикладные и уже в их составе попытаемся выделить и кратко охарактеризовать остальные функции.
Теоретико-познавательные функции заключаются:
· в определении задач, структуры, принципов построения социально-педагогического знания;
· в интеграции достижений различных наук ради извлечения, структуризации и развития социально-педагогического знания;
· в объяснении источников возникновения и генезиса научных знаний о социально-педагогической сфере;
· в установлении социально-педагогических факторов, их обобщении, объяснении, истолковании;
· в определении принципов и способов социально-педагогического прогнозирования, проектирования и преобразования, влияния социально-педагогических подходов на социальную политику государственных и муниципальных органов;
· в определении принципов и способов выявления педагогического потенциала социума и условий его эффективного использования;
· в разработке методологии и методов социально-педагогического исследования;
· в разработке способов использования научных подходов для повышения эффективности социального воспитания;
· в выявлении, анализе, обобщении передового опыта социального воспитания и социально-педагогической помощи.
Прикладные функции науки находят выражение в следующих направлениях деятельности:
· рекомендации о содержании и способах социально-педагогической и психологической поддержки соци-альноуязвимых групп населения и отдельных нуждающихся в такой поддержке людей;
· разработка способов преодоления отчуждения школы от судеб детей, детей от семьи и школы, семьи от воспитания и заботы о детях;
· разработка способов социальной профилактики и реабилитации лиц с отклоняющимся от норм поведением;
· разработка способов выявления и активизации педагогического потенциала социума;
· рекомендации по работе детских и подростковых клубов и объединений.
Среди прикладных функций особую роль играют те, которые связаны с выходом на законодательные и распорядительные органы разного уровня, определением или корректировкой социальной политики:
· влияние на определение приоритетов социальной политики страны и региона;
· содействие гармонизации и стабилизации социального развития (социально-образующая и социально-преобразующая функции);
· функция консервации и воспроизведения полезных социальных стандартов, норм, традиций; трансляции гуманистической социальной культуры;
· работа по консолидации воспитательных сил общества, по преодолению, в частности, ведомственной разобщенности социальных институтов.
В современных условиях трудных, болезненных преобразований общественного устройства в направлении рыночной экономики и демократии особую роль играют функции социальной педагогики, связанные: а) с регулированием средствами воспитания социальных отношений и социальной политики; б) с проблемами социальной профилактики и реабилитации как отдельного человека, так и значительных групп (общностей) и ролью в этих процессах образования.
Рассмотрим эти актуальные проблемы несколько подробнее. Общее состояние детства в России единодушно характеризуется как кризисное. Это выражается в катастрофическом падении здоровья детей. По данным медиков, в России осталось только 10—15% здоровых детей, 35% детей хронически больны, до 70% имеют стойкие отклонения в здоровье. Резко возросло в связи с социальной нестабильностью и экономическими трудностями социальное сиротство, число безнадзорных и беспризорных детей, детей, растущих в неполных, социально неблагополучных и педагогически несостоятельных семьях. Ухудшилось питание основной массы детей. Неудовлетворительно организован летний отдых.
В современных условиях становится недопустимым четко обозначившееся, в связи с ослаблением воспитательных функций образования, известное отчуждение школы от жизненных судеб детей и подростков, сведение функции школы к «чистому» образованию. Школа теперь, наряду с образовательными и развивающими функциями, обязательно должна осуществлять функции социальной защиты и социальной реабилитации.
Стратегическим в развитии образования и всей социальной сферы становится вопрос о профилях массовой школы и сочетании комплексных и специализированных учреждений. Вряд ли стоит отрицать полезность и необходимость специализированных учреждений социальной сферы: профилированных школ, физкультурных и творческих объединений, кризисных диспансеров, специализированных медицинских центров, психологических консультаций и т.п. Квалифицированная консультация, помощь, лечение, образование в них являются полезными и необходимыми. Однако массовый характер социальной, медицинской, нравственной, педагогической патологии, многообразные социальные беды требуют, чтобы помощь и реабилитация были постоянными, комплексными и сосредоточенными в том месте, где происходит основная жизнедеятельность ребенка, — прежде всего в семье (это отдельная важная проблема), дошкольном учреждении и в школе. Отсюда — задача превращения детсада, школы в комплексное образовательно-лечебно-реабилитационное учреждение. Возможен и вариант дополнения школы районным или еще лучше — микрорайонным комплексным рекреационно-развивающим и реабилитационным учреждением (центром).
Воплощение обозначенных выше преобразований предполагает осознание остроты ситуации и актуальности проблемы комплексной реабилитации со стороны общественности, региональных, муниципальных и федеральных органов власти и управления; преодоление ведомственных барьеров, препятствующих концентрации средств, кадров и усилий, движению к комплексности социальных, медицинских, педагогических и иных услуг. Пока эти услуги носят ведомственный характер (по линии социальной защиты, здравоохранения, просвещения, физической культуры и спорта и т.д.) и очень трудно поддаются интеграции.
Источниками комплексного решения проблемы реабилитации детей и подростков могут служить, во-первых, отечественные традиции социального милосердия, благотворительности, общности, социального призрения, во-вторых, международный опыт социальной помощи и поддержки (в частности, опыт организации помощи «из одних рук» в Германии) и, в-третьих, накопленный в последнее десятилетие в России опыт комплексных реабилитационных учреждений или опыт образовательных учреждений. Речь идет о выявлении, поддержке, развитии, проектировании, создании и научном сопровождении опережающего социально-педагогического опыта.
В Тюменской области накоплен уже значительный опыт комплексной реабилитационной работы. Весьма полезна и интересна в этом отношении практика создания и развития социально-педагогической инфраструктуры в Центральном районе г. Тюмени.
Особая роль принадлежит социальной педагогике в связи с востребованностью в современный период, как никогда в истории России, ее социально-регулятивной функции. Дезинтеграция политической власти, постоянное недофинансирование образования ставят под угрозу состояние образования в обществе. Но образование может защитить и себя, и детство, и семью, тем самым сыграть серьезную роль в сохранении и развитии культуры, если будет активизирована именно его социально-регулятивная функция.
Наша школа также должна стать средством социальной интеграции, проводником идеи терпимости и равенства, обеспечения горизонтальной мобильности для представителей любых социальных групп и этносов, средством формирования ресурсов и механизмов общественных изменений и реформ.
Образование должно служить механизмом достижения консенсуса между различными сферами общественной практики во многом через формирование у подрастающего поколения правильного отношения к здоровью, ценностям культуры, природе.
Вопросы и задания
1. Что является объектом и предметом социальной педагогики?
2. В чем разница и что общего в содержании понятий «социализация», «воспитание», «социальное воспитание»?
3. Что представляют собой психологические механизмы социализации?
4. Назовите и прокомментируйте основные факторы, оказывающие влияние на успешность социализации. Какие факторы способствуют успешной адаптации личности в социуме?
5. В чем заключаются теоретические и прикладные функции социальной педагогики?
6. Назовите и поясните основные принципы педагогического влияния на процесс социализации.
7. Назовите и поясните основные методы социально-педагогического исследования.
8. Известно, что источником движущих сил саморазвития и самовоспитания являются внутренние противоречия. Можно ли рассматривать как источник движущих сил социализации личности противоречия между желаниями и возможностями? Если да, то какие варианты последствий вероятны при разрешении этого противоречия?
9. Есть мнение, что поскольку общая и школьная педагогика тоже социальна, то у социальной педагогики нет своего предмета. Сравните определения предмета науки в учебных пособиях по общей, школьной и социальной педагогике и обоснуйте свое мнение по обсуждаемому вопросу.
10. В чем отличие эксперимента от опытной работы?