В этих теориях анализируется, как человек распределяет свои усилия для достижения различных целей, как выбирает конкретный свой тип поведения. Поведение личности обычно определяется не только ее потребностями и ожиданий связанных с данной ситуацией.
К процессуальной теории мотивации персонала относятся:
1. Теория ожидания (В.Врума), основная мысль которой состоит в надежде человека, на то, что его тип поведения приведет к удовлетворению его потребностей. Для теории характерны три ключевых аспекта:
- затраты труда –результаты;
- результаты –вознаграждение;
- вознаграждение –валентность (удовлетворенность).
2. Теория справедливости (С.Эдамса), акцентируется на том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и своим затраченным усилиям, и обязательно сопоставляют их с вознаграждением других. Если сравнение показывает дисбаланс, то у человека возникает первое напряжение. Руководитель должен минимизировать все напряжения, выдачей дополнительных вознаграждений.
|
|
3. Модель Портера-Лоулера, комплексная модель теории мотивации, ключевые позиции:
- затраченные усилия;
- восприятия;
- полученные результаты;
- вознаграждения;
- степень удовлетворенности.
29. Контроль как функция менеджмента.
Функция менеджмента - конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами, способами
Контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации.
Контроль – 1) процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными;
2) процедура оценки успешности выполнения организацией планов;
3) вид управленческой деятельности, благодаря которому можно удерживать организацию на верном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами.
Виды контроля:
1.Предварительный контроль: осуществляется фактически до начала работ. Используется в 3 основных областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Происходит анализ необходимых деловых, профессиональных знаний и навыков; контроль за качеством сырья; контролируется бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств потребуется организации.
2.Текущий контроль. Осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект - сотрудники. Он позволяет исключить отклонение от намеченных планов. Для осуществления данного контроля необходима обратная связь.
3. Заключительный контроль дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем и способствует мотивации. Цель- помочь предотвратить ошибки в будущем.
Этапы процесса контроля:
1) Установление показателей деятельности предприятия, которые должны оцениваться в процессе контроля;
2) Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов);
3) Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от запланированных.