Как основное средство формирования эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел

§ 1. Принципы классификации видов искусства

Искусство реально существует как система его от­дельных видов, находящихся между собой во взаимосвя­зи и подчиненных общим задачам художественной дея­тельности в ту или иную эпоху. Каждое из искусств, будучи выражением общих законов художественного творчества, вместе с тем специфично, обладает неповто­римым своеобразием.

С пониманием специфики вида искусства как целост­ного явления, направленного вместе с тем на развитие не специальных, а всеобщих творческих способностей чело­века, связано в эстетике и положение о диалекти­ческом единстве ограниченности и универсальности ка­ждого вида искусства в отображении мира.

Каждое из искусств относительно ограничено в воз­можностях прямого воспроизведения жизни и связано преимущественно с какой-либо особой «подведомствен­ной» ему сферой. Одни явления и грани действительно­сти оно отражает лучше, другие — хуже, третьи — не от­ражает совсем. Музыка, например, обладает необычай­ной силой в выражении душевных состояний человека, но одновременно отличается слабостью в передаче на­глядных сторон предметного мира. Литература может прямо воспроизводить речь людей, в то время как живо­пись лишена этой возможности. Скульптура наглядно показывает нам объемную, пластическую выразитель­ность тела, чего не могут сделать литература, музыка и живопись. И так далее. Этим объясняются особенности содержания, а также специфические средства создания образа в каждом из искусств.

При этом каждое из искусств обладает средствами преодоления своей относительной ограниченности. Оно может путем сочетания прямого и косвенного отображе­ния, путем использования связей различных сторон жизненного опыта, т. е. воздействия на фантазию, вызывая ассоциативные представления, отражать жизнь во всей полноте, необходимой для решения той или иной худо­жественной задачи. Прямо воспроизводя лишь свой особый предмет, любое искусство косвенно может отра­жать жизнь с той степенью целостности, которая опреде­ляется художественными целями в каждом отдельном случае. Так, музыка может не только давать эмоцио­нальный образ какого-либо явления, но при этом также «живописать» («Спартак» Э. Хачатуряна), в живопись могут вторгаться слуховые ассоциации («Вечерний звон» И. Левитана), скульптура может стать характеристикой и символом эпохи («Рабочий и колхоз­ница» В. Мухиной) и т. д.

Каждое искусство обладает неповторимой художе­ственной ценностью, ибо разные искусства не только по-разному рассказывают об одном и том же, но и рас­сказывают о нем разное.

В эстетике издавна принято делить искусства на три группы: искусства пространственные (архитектура, скульптура, живопись и др.), временные (литература, му­зыка) и пространственно-временные (театр и др.). Про­странственные искусства принято называть также стати­ческими (или предметными), временные -динамическими (или процессуальными), пространственно-временные -синтетическими (имеется в виду синтез пространства и времени, предметности и процессуальности). Различие этих групп искусств связано также с различием органов восприятия: пространственные искусства воспринимают­ся зрением, временные воспринимаются (или могут во­сприниматься) слухом, а пространственно-временные - и тем и другим одновременно.

В некоторых книгах по эстетике приводится еще деление искусств на изобразительные и выразительные. Оно имеет известные основания, но вместе с тем является су­губо условным. Искусств, которые только изображают, ничего при этом, не выражая, или, наоборот, только выражают, ничего не изображая, не существует. Всякое искусство обладает способностью, как изображения, так и выражения, которые находятся в единстве и опреде­ляют собой сущность художественного образа. Это един­ство изображения и выражения в каждом из искусств имеет особый характер.

Таким образом, единство изображения и выражения является законом любого искусства, хотя в каждом ис­кусстве оно специфично и достигается особыми средствами. Нарушение этого единства ведет к отходу от реали­стической природы художественного творчества. Деление искусств на изобразительные и выразительные поэтому имеет не абсолютный, а относительный смысл. Можно говорить лишь о специфике изображения и выражения в каждом из видов искусства, а также о том, что в одних искусствах это единство изображения и выражения суще­ствует как бы на основе изображения, а в других — на ос­нове выражения.

Образуя единую систему, искусства связаны вместе с тем со смежными областями деятельности человека, и это влияет на их классификацию.

Среди многообразных искусств есть такие, которые наиболее близки трудовой деятельности человека и пря­мо связаны с производством. Это архитектура и декора­тивно-прикладные искусства. Они образуют как бы «на­чало» системы искусств, вырастающей из процессов труда. Они несут в себе и явления, «промежуточные» ме­жду искусством и трудом, между искусством и не искусством: в сфере архитектуры и декоративно-прикладного искусства есть явления явно художественные (не в смыс­ле качества, а в смысле принадлежности к искусству), яв­но нехудожественные и такие, которые находятся на гра­ни художественного и нехудожественного.

С другой стороны, среди многообразных искусств есть такие, которые наиболее близки игре, где термином «игра» обозначается само художественное творчество. Это все актерские, зрелищные искусства. Они образуют как бы другой «конец» системы искусств, переходящий в игру. Они несут в себе и явления, «промежуточные» ме­жду искусством и игрой, между искусством и не искусством: в сфере эстрады и цирка также есть явления, явно художественные, явно нехудожественные и такие, ко­торые находятся на грани художественного и нехудоже­ственного.

Взятое во всей совокупности своих разновидностей искусство как бы плавно возникает из сферы труда (про­изводства) и столь же плавно переходит в сферу игры (спорта). Но, будучи предметной деятельностью, специфика которой раскрывается в разрешении противополож­ности труда и игры, искусство вместе с тем является формой общественного сознания, особым видом идеоло­гии, познанием мира. Это значение, свойственное всему искусству в целом, наиболее непосредственно выступает в литературе. Поэтому литература находится как бы в «центре» системы искусств, «фланги» которой обра­зуются искусствами «трудовыми» (прикладными) и «игровыми» (зрелищными). Переходными же сферами являются искусства изобразительные и искусство звуко­вое (музыка). Они обнаруживают общие свойства, с одной стороны, между «трудовыми» искусствами и ли­тературой (непосредственно предметный и вместе с тем сюжетный характер изобразительных искусств), с другой стороны, между литературой и «игровыми» искусствами (звуковой, процессуальный и вместе с тем исполнитель­ский характер музыки).

Система искусств, вытекающая из природы художе­ственной деятельности, обнаруживается, таким образом, в следующей схеме:

Прикладные (трудовые) искусства Архитектура Декоративные искусства: монументальное прикладное оформительское   Пространственные искусства
Изобразительные искусства Скульптура Живопись Графика
Искусство слова Искусство звука Литература Музыка Временные искусства
Зрелищные (игровые) искусства Хореография Кино Телевидение Эстрада Цирк   Пространственно-временные искусства

Эти виды искусства воплощают многообразие худо­жественной деятельности, и система их «выводится» из природы искусства в целом. Они укладываются и в фор­мальную классификацию, о которой выше шла речь, но данный принцип классификации полнее выявляет их при­роду. В соответствии с этой классификацией далее и рассматри­ваются все отдельные виды искусства.

В каждом из видов искусства исторически сложились внутренние подразделения, получившие название жанров искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.). Кроме того, в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные и образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет еще и определенное функциональное назначение. Так, например, поскольку идейно-оценочная позиция художника-портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.

§ 2. Краткая характеристика отдельных видов искусств

Художественная литература занимает в семье ис­кусств особенно важное место. Она способна наиболее широко отражать коренные явления и процессы развития действительности, ведущие тенденции эпохи, наиболее активно вмешиваться в ход общественной жизни, влиять на него.

Это влияние и ведущая роль литературы определяются, во-первых, тем, что она удивительно чутко улавливает пульс эпохи, живо и непосредственно откликается на вея­ния времени. Общеизвестно, например, огромное влияние русской классической литературы на развитие реалистической живописи, музыки, театра в XIX в.

Во-вторых, ведущая роль литературы среди других искусств и ее влияние на них определяются тем, что многие искусства покоятся на литературной основе. Таков театр во всех своих разновидностях, таково же кино, а в определенной мере - телевидение, эстрада. Развитие этих искусств, следовательно, зависит от развития худо­жественной литературы.

В-третьих, влияние литературы на другие искусства сказывается и в том, что она «подсказывает» другим искусствам темы и сюжеты. Содержание литературных произведений нередко «пересказывается» другими искусствами; произведения музыки, хореографии, живописи, театра создаются по литературным первоисточникам, на их сюжеты.

Особо важное место литературы в эстетической культуре обусловлено тем, что ее главным изобразительно-выразительным средством является слово, в сфере которого скрещиваются все структуры сознания и опыта человека. Поскольку сфера словесного языка практически безгранична, возможности художественного охвата жизненных явлений в литературе особенно широки. Литература свободно переносит действие в различные пространственно-временные измерения, обладает возможностью развертывания в одном произведении нескольких сюжетных линий, способных свободно сочетать описание, повествование и диалог.

Со словом связана и большая доступность литературы в сравнении с другими искусствами. Словесный язык приобретает в художественной литературе не только отточенность и завершенность, но используется писателем и как изобразительное средство, и как выражение мысли, и как эмоциональный элемент. Благодаря слову выразительные возможности литературы безграничны; более того, именно эти возможности позволяют литературе охватывать явления жизни с полнотой, которая не всегда доступна другим искусствам.

Архитектура - вид и результат особой творческой деятельности, направленной на организацию и созидание жизненной среды для человека с помощью мате­риальных, технических и художественных средств. Осно­ву понятия жизненной архитектурной среды составляет изолированное и вместе с тем связанное с природой про­странство. Частный случай архитектурной среды — зда­ние с прилегающим к нему зеленым окружением, архи­тектурный ансамбль. Всеобъемлющая форма архитек­туры — градостроение.

В отличие от любого другого произведения искусства архитектурное произведение воспринимается нами как из­нутри - пространственно, так и извне - объемно. Объем здания воспринимается при внешнем обходе (как и скульп­тура), его пространство - при внутреннем обходе, и то, и другое - во времени. И это пространство для нас тоже существует как живое - со своими расширениями, с про­странственными прорывами в арках, оконных проемах и т. д. Каждый раз оно будет выглядеть иначе. Переживание пространства и объема архитектуры входит самым существенным компонентом в структуру ее образного переживания.

От древнего времени и до наших дней дошла и сохраняется стоечно-балочная конструкция как основа объемно-пространственных архитектурных решений. Опоры и перекрытия создают то реальное пространство и те основные напряжения вертикальных и горизонтальных сил, которые интерпретируются человеком с точки зрения эстетического восприятия. Любое сочетание горизонтали и вертикали уже бывает нами одухотворено. Горизонталь говорит о статике, вертикаль – о динамике. Взаимодействие этих сил порождает самые различные формы архитектуры – формы энергичные, стремящиеся ввысь и увлекающие нас своим полетом или создающие замкнутый мир форм, построенных на сжатие. Легкий, стремительный ритм, возносящий нас вверх к небу, и медленный, тяжелый ритм стремящихся к покою масс.

Важный вопрос архитектуры – это архитектурно-художественный синтез. Архитектура не существует вне природы и часто выступает в единстве с другими видами искусства – живописью, скульптурой, декоративно-прикладным и садово-парковым искусством. Такой синтез от начала до конца – результат коллективного творчества, а границы искусства и самой жизни становятся взаимопроницаемыми.

Декоративное искусство в ряду искусств занимает ме­сто между архитектурой и изобразительным искусством. Оно служит художественно-эстетическому преобразова­нию быта. Способность декоративного искусства перехо­дить от вещей утилитарного назначения к произведениям чисто декоративным и даже монументальным делает его наиболее пригодным к взаимодействию с окружающей предметно-пространственной средой. В силу всего этого декоративное искусство подразделяют на собственно де­коративное искусство, непосредственно связанное с архи­тектурой (например, панно, парковая скульптура), декоративно-прикладное искусство, предназначенное создавать массовые и уникальные произведения для быта (ваза, корзина) и декоративно-оформительское искусство (оформление праздников, выставок и т. д.). Вообще слово «декоративный» означает «украшающий». Предмет является декоративным в том случае, если выполняет функцию украшения, служит цели придания большей красоты другому предмету. Но в отношении декоративно-прикладного искусства такое определение было бы слишком узким, ибо подобно архитектуре оно отличается единством художественной и утилитарной функций.

Декоративно-прикладное искусство – наиболее значимый и обширный раздел прикладного искусства, который охватывает ряд отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта., что позволяет его рассматривать не только как жанр, но, в определенном смысле, и как самостоятельный вид искусства. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с входящими в нее другими предметами или их комплексами. Поэтому идейно-эстетическое значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета с природой и человеком.

Скульптура есть вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение мате­риального тела в реальном пространстве. Областью скульптуры по преимуществу становится раскрытие красоты и силы человека, его душевных состояний и трагических переживаний, но именно в пластической форме. Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт).

Скульптура, как и живопись, в зависимости от назначения делится на станковую, декоративную и монументальную. Станковая скульптура - самостоятельного на­значения (как «Автопортрет» К. Брюллова); декоративная - связана с природой, архитектурой; монументальная - в формальном плане - близка к декоративной, но более самостоятельна и возвышенна, она несет в себе большое общественное содержание. Кариатида, являясь скульптурой, в то же время подобна архитектуре и выполняет функцию архи­тектурной детали. Так возникает взаимосвязанная система целого. При этом задача становится двоякой: прони­зать деталь идеей целого и в то же время придать ей, собственную качественную определенность, предметную выразительность.

Различают два основных вида скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т.д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. Особняком стоит скульптура малых форм, которая включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. Цвет в скульптуре известен с древнеших времен. Обращение к многоцветности в скульптуре или отход от нее к однотонности и естественному цвету связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху.

Задача живописи заключается в изображении видимо­го мира на плоскости с помощью рисунка и цвета. Рису­нок - главное средство живописи. Но здесь очень важно значение цвета. Живопись может дать глазу все богатство цветовых и световых отношений в их подвижности, в тонких многообразных по своему характеру переходах и контрастах. Основную эстетическую задачу в произведениях живописи выполняет колорит – цветовой строй произведения со всеми его переходами и полутонами. Внешние особенности колорита определяют с помощью тональности или цветовой гаммы, Внутренняя же суть этого понятия заключается в выборе доминирующего цвета, подчиняющего себе остальные и несущего особую эмоциональную нагрузку. Через цвет художник передает, а зритель воспринимает духовное значение и содержание произведения живописи.

Во временных искусствах действие разворачивается во времени. Созерцание картины, а также скульптуры и архитектуры – процесс, также длящийся во времени, хотя само произведение находится в статическом состоянии. Архитектурное произведение мы осматриваем снаружи и изнутри, скульптуру обходим со всех сторон и лишь смена точек зрения при ее созерцании дает нам законченный образ. Вживание в картину тоже требует своего времени, хотя живопись так же, как и скульптура, способна запе­чатлеть, в отличие от кино, лишь один-единственный «кадр». Но живописец всегда стремится как бы «выр­ваться» из рамок этого одного-единственного момента времени и из двухмерной плоскости холста, для чего су­ществует множество способов.

Например, путем «деформации» формы ху­дожник достигает особой выразительности, которая по­могает нам «схватывать» предмет мгновенно, но как бы со всех сторон, что усиливает эмоциональное впечатле­ние. И подобные условные приемы возникают в живопи­си и графике потому, что с самого начала они стоят перед задачей сведения трех измерений, данных в натуре, к двум на плоскости.

Иконопись (писание икон) – вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Иконы представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся в основном на досках или холсте (реже на металлических пластинках), выполнявшиеся в технике главным образом темперы, а позднее в технике масляной живописи. Иконы обычно входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и входили в ансамбль иконостаса.

Вначале создавались как портретные изображения святых, мучеников, а затем и других персонажей христианских легенд. В X-XI вв. появились сюжетные композиции. В средние века иконопись никогда не носила только культовый характер, но в условных формах отражала эстетический опыт народа, была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика иконописи требовала воплощения божественного, сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишенных материальной конкретности идеально возвышенных образах, призванных передавать внутреннюю духовную сущность реального мира.

Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображений, мастера иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Иконопись привнесла в искусство ряд новых психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование.

Графика — вид изобразительного искусства, близкий живописи. Цвет для живописи является основным сред­ством художественного выражения, но он выступает в неразрывной связи с линией. Линия не всегда отчет­лива, она может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается. Не то в графике. Здесь ли­ния, какой бы она ни была (ясной, прерывистой, разорванной), является основным выразительным сред­ством. В живописи - мазок, раскрытие цветом больших плоскостей, а здесь — линия, штрих, точка, пятно, паузы белого листа бумаги, входящие в композицию как суще­ственный элемент целого.

В зависимости от своего назначения и содержания графика подразделяется на жанры. Самые распростра­ненные из них — станковая графика, книжная иллюстра­ция, прикладная графика, переходящая в ряде своих форм в вид дизайна — промграфику. Еще более много­образна графика по технике своего исполнения (рисунок, гравюра, акварель, темпера, гуашь и т. д.). Рисунок ис­полняется карандашом, углем, сангиной и пр. Рисунок быстр в исполнении, в нем импульс от руки с помощью карандаша или пера непосредственно передается на бу­магу. Гравюра же - целое сложное производство Гра­вюра режется на дереве, металле, линолеуме, оттиски­вается на бумаге. Гравюрный отпечаток, носящий станковый характер, называется эстампом.

Музыка. Основой содержания музыкальных образов являются, прежде всего, чувства, эмоции, переживания людей, движение человеческой жизни, характера этих чувств, настроений, переживаний, ритмы человеческой деятельности.

Эмоции, выражаемые музыкой, не являются некими «чистыми», абстрактными эмоциями, независимыми от действительности. Они всегда осмыслены в свете определенного мировоззрения, значимы в человеческой жизни. Они рождены окружающей средой, жизненными обстоятельствами и событиями. Поэтому музыка способна раскрывать идеи, возникающие на основе смысловой значимости выражаемых ею жизненных впечатлений, а также может вызывать по ассоциации представления и эмоции, связанные с жизненными явлениями и тем самым порождать соответствующие переживания людей. Музыка обладает способностью одновременного воз­действия на большие коллективы, массы людей. С этим связана ее активная общественная действенность, про­являющаяся в мобилизующей роли массовых песен, мар­шей, гимнов, в огромном значении симфонической музы­ки для формирования передового общественного созна­ния.

Понятие хореографии охватывает все разновидности танцевального искусства. Танец - искусство, в котором художественный образ создается при помощи музыкаль­но-организованных, условных, выразительных движений человеческого тела. Но если музыкальный язык опирается на интонационную выразительность человеческой ре­чи, то язык танца опирается на пластическую вырази­тельность движения. Образы обоих этих искусств раз­вертываются во времени, прямо передавая движение, развитие, изменение состояний внутреннего мира челове­ка, а через них и более широкий круг жизненных явлений.

С другой стороны, хореография родственна не только музыке, но и театру. Как и театр, она представляет со­бой зрелищное синтетическое искусство, в котором главную роль играет актер (танцор), создающий образ, выра­жающий состояния человеческого духа. Высшая форма хореографии - балет - является одновременно разновидностью музыкального театра.

Театр - искусство синтетическое. Это означает, что искусство театра соприкасается с другими искусствами и усиливает свое воздействие на зрителя, используя их выразительные средства и технику. Современный театр немыслим без органичного использования живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, декоративно-приклад­ного искусства. Используя выразительные средства раз­личных видов искусства, театр подчиняет их созданию художественной целостности спектакля, т. е. преследует совершенно особые цели.

Театральное искусство - это, прежде всего искусство сценической интерпретации драматической литературы. Основным средством этой интерпретации является игра актера. В драматическом произведении в отличие от ро­мана выписаны только роли действующих лиц, сценическую жизнь которым должны дать актеры. Особое место в театральном искусстве занимает му­зыкальный театр. Его основные роды: опера, оперетта, балет. Опера и оперетта принадлежат сферам театра и музыки, балет — театра, музыки и хореографии.

Искусство кино. Кинематография во многом родственна теа­тру. Близость этих двух искусств обусловлена тем, что как в театре, так и в кинематографии, по крайней мере, художественной (игровой), замысел драматурга и сцена­риста осуществляется в игре актера. Однако в кинематографии актер занимает другое место, нежели в сценическом искусстве. Искусство театра, — прежде всего искус­ство актера. Об искусстве кино этого сказать нельзя.

Во-первых, есть некоторые виды кинематографии, в создании которых актер вообще не участвует. В то время как спектакль без актера — бессмыслица, фильм без актера вполне возможен.

Во-вторых, даже в художественном фильме актер не играет такой центральной роли, как в спектакле; в отли­чие от спектакля содержание фильма, замысел создателя сценария и режиссера далеко не всегда раскрываются игрой актера. Кино обладает и другими специфическими средствами раскрытия идейно-художественного замысла, театру не свойственными.

Как и театр, кино - искусство коллективное и синтетическое; кино, как и театр, - искусство вторич­ное, оно создается также на определенной литературной основе, но в кинематографии такой основой является не пьеса, а сценарий - особый вид литературного произве­дения, требующий раскрытия заложенного в нем замыс­ла средствами киноискусства.

Телевидение. Главная особенность телевидения – поднятие «жизненного материала» до художественного эффекта. А возвысив эту жизнь до искусства, телехудож­ник научит нас не только смотреть на нее художественно, но и творить ее полнее, ярче, всестороннее воплощать в ней нравственный и эстетический идеал. Телевидение не есть механическое соединение театра и кино, тем более их воспроизведение. Все больше создается специфических телевизионных спектаклей – художественных произведений, которые могут быть решены только средствами телевидения.

Одна из особых возможностей телевидения — много­серийные фильмы и цикловые передачи. Недаром они пользуются такой популярностью. Посредством сериа­лов и циклов телевидение может иметь непосред­ственный контакт с многомиллионной аудиторией на протяжении длительного времени. Такой возможностью не обладают другие искусства.

Большое значение в телевидении имеет то обстоятельство, что, охватывая миллионы, оно вместе с тем обращается к каждому человеку в отдельности, создавая иллюзию обращения как бы лично к нему. Недаром считается, что телевидение приходит как бы в гости и обращается прямо к хозяевам без посредников. Именно в этом и содержится секрет огромной популярности телевидения.

Эстрада и цирк. На первый взгляд, эстрадное представление – это чисто внешняя совокупность «номеров» из разных искусств. В действительности же – это самостоятельный и специфический вид искусства, хотя и имеющий обширные связи со своими «соседями».

Искусство эстрады не сводится к простой сумме «но­меров» из разных искусств по следующим причинам.

Во-первых, эстрадные жанры, на первый взгляд ду­блирующие другие искусства, на самом деле специ­фичны. Например, эстрадный певец — это не камерный, и не оперный, и даже не опереточный певец. У него дол­жны быть особые свойства исполнения.

Во-вторых, на эстраде есть «номера» (жанры), ко­торых нет ни в одном другом искусстве. Это художе­ственное чтение, пантомима и так называемые оригинальные жанры. Художественное чтение и пантомима – это как будто бы элементы драматического театра. А в искусстве мима это отличие от драматического театра проявляется еще ярче.

Цирковое представление включает в себя различные жанры, не менее «пестрые», чем жанры эстрады. Среди них разные жанры имеют разную степень художественного значения. В ис­кусстве цирка мы имеем дело также с образным виде­нием мира, и прежде всего человека. Это хорошо видно на примере клоунады, музыкальной эксцентриады и т. д. Сложнее обстоит дело с такими жанрами, как акроба­тика и эквилибристика. Они находятся на грани искус­ства и спорта, подобно тому, как художественно зна­чимые вещи находятся на грани искусства и материаль­ного производства. Но и здесь в этих жанрах раскры­ваются возможности человека. Кстати, такого рода пограничные явления мы встре­чаем не только в цирке. К ним относятся также балет на льду, фигурное катание, художественная гимнастика и т. п.

Естественно поэтому, что гораздо большее значение, чем в спортивных упражнениях, приобретает в цирке кра­сота, связанная с образом гордого, сильного, смелого че­ловека, с его физической исключительностью, головокру­жительной отвагой, фантастическим риском, побеждаю­щими пространство и преодолевающими тяжесть. И это дает цирку полное право относить себя к самостоятельному специфическому виду искусства.

§ 3. Взаимодействие искусств

В художественной культуре каждой страны и эпохи виды искусства существуют и развиваются не изолиро­ванно, а во взаимосвязи друг с другом, как единая систе­ма искусств, рожденная общественно-эстетическими по­требностями.

Под системой искусств подразумеваются те связи, от­ношения, взаимодействие, которые складываются между искусствами в самой художественной жизни. Система ис­кусств является выражением не изолированного, а сово­купного развития всех искусств под влиянием задач и по­требностей общественной жизни определенной страны и эпохи.

Развитие искусства как системы отдельных его видов проявляется многообразно. Все виды искусства изме­няются под влиянием развития общественной жизни и потребностей эпохи. В зависимости от конкретных условий одни искусства выдвигаются на первый план, дру­гие теряют свое ведущее значение. Взаимодействие ис­кусств приводит к взаимному «обмену» достижениями и специфическими особенностями, влиянию одних ис­кусств на другие.

Каждое из искусств является неповторимо ценным достоянием художественного развития человечества, и потому ни одно из них не исчезает в развитии обще­ства. Отмирают отдельные жанры и стили. Бывают вре­мена, когда хиреют и словно «забываются» некоторые виды творчества. Но ни одно из искусств не может исчез­нуть, ибо все они необходимы людям. А потому и все они бессмертны в той мере, в какой бессмертно человече­ское общество, и непрерывен его прогресс.

Что же касается появления новых искусств, то это за­кономерное явление художественного развития. В систе­ме искусств по мере ее развития постоянно «отпочковы­ваются» новые жанры, а иногда и виды, ширится многообразие искусств, увеличивается богатство форм творчества. И чем больше возможности для расцвета духовной культуры и всестороннего развития человека предоставляет то или иное общество, тем значительнее многообразие искусств, тем больше оснований для рас­цвета и тем благоприятнее почва для появления новых видов художественной деятельности.

Действительно новыми искусствами, прочно завоевавшими место в художественной практике, можно считать кино и телевидение. Но не исключено, что некоторые из новых искусств находятся сейчас в процессе становления.

Появление какого-либо нового искусства обычно не сводится к прибавлению еще одного члена художественной «семьи», а нередко качественно меняет связи между искусствами и сказывается на всей их системе. И это потому, что в реальной художественной практике искусства существуют во взаимодействии. Они обогащают друг друга, обмениваются своими «достижениями» и т. п. Специфика каждого из них, в конечном счете, складывает­ся под влиянием всей, системы искусства в целом.

Остановимся на взаимодействии двух конкретных ви­дов искусства — театра и кино.

Появление кино вызвало существенные процессы в смежных искусствах, и, прежде всего в области театра. Взаимодействие этих искусств важно для развития ка­ждого из них.

Из технического эксперимента или развлекательного зрелища, каким оно было в момент своего возникнове­ния, кино превратилось в подлинное искусство, способ­ное создавать произведения, стоящие в одном ряду с ше­деврами мировой культуры, когда в нем получили художественное выражение коренные процессы современ­ности. В художественном становлении кино некоторую роль играло, в частности, обогащение его достижениями театральной культуры, в том числе актерским и режиссерским мастерством. Эти достижения неоднократно обогащали кино и в дальнейшем.

Но влияние театра на кино в процессе его развития бывало не только положительным, а и отрицательным. В нашей кинематографии было немало случаев, когда многие кинофильмы напоминали снятый на пленку теа­тральный спектакль. Мы имеем в виду не экранизацию театральных спектаклей, являющуюся полезным делом, но дающую не самостоятельное произведение искусства кино, а тиражирование, репродукцию театрального ис­кусства посредством кино, - мы имеем в виду фильмы, где не использовались в художественных целях специфи­ческие возможности кино, в частности многообразные приемы киносъемки и монтажа. Углубление в специфику кино считалось некоторыми деятелями едва ли не про­явлением формализма. В результате театр порою по­давлял кино, а последнее утрачивало свою специфику.

Превратившись в полноценное искусство, кино, в свою очередь, стало влиять на театр. Это выразилось, прежде всего, во влиянии принципов сценарной драматургии на драматургию театра. Многоэпизодность и «мон­тажная» композиция целого, сжатость диалога, «наплы­вы» (в картинах прошлого, воспоминаний, снов и т. п.) и «крупные планы» (выделение деталей действия), «озвучание» мыслей героя (с помощью ведущего, через репро­дуктор и т. п.) - все эти и другие приемы, типичные для современной драматургии, пришли в театр из кино. Влияние кино на театр обогатило и расширило возможности последнего: усилило динамику действия, позволило более свободно оперировать им в пространстве и времени, внесло в театр черты нового, более активного восприятия жизни, повысило значение «немой» игры во всем комплексе выразительных средств актера.

Однако влияние это имеет подчас и отрицательные последствия: утрату монолога и сцены широкого дыхания, дробность и мозаичность композиции. Иногда же оно становится предметом поверхностного увлечения, модой и некоторыми ретивыми «новаторами» превращается даже в критерий современности спектакля.

Уже отшумели дискуссии, в которых некоторые дея­тели и любители кино грозили гибелью театру как искус­ству якобы архаичному и отжившему свой век. Сейчас всем ясно, что театр обладает неповторимой эстетиче­ской ценностью (связанной, в частности, с «сиюминут­ностью» творчества актера и прямым воздействием его на зрителя) и способен выдержать конкуренцию с любым искусством. Но несомненно, что возникновение новых искусств всегда сказывается на развитии смежных, ибо все искусства развиваются во взаимодействии и влиянии друг на друга. На примере театра и кино мы видим, что это влияние может иметь как положительное, так и отри­цательное значение в зависимости от того, ведет ли оно к раздвижению границ и обогащению средств того или иного искусства или к нивелированию его специфики и подмене ее свойствами какого-либо другого искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: