Тема 6. Эстетика Шеллинга

Философия природы и трансцендентальный идеализм Шеллинга: Универсум как «Вселенское произведение искусства и вечная красота». Философия искусства: художественное произведение в тождестве истины, добра и красоты. Связь искусства и религии. Творческие методы потенцирования, интуитивного усмотрения, конструирования. Систематика искусства, ее принципы.

Шеллинг и немецкий романтизм. Разрастание категориального аппарата эстетики в эпоху Романтизма. Введение категорий выразительного, характерного, иронического, гротескного.

Тема 7. Эстетика Гегеля

Природа и культура как процесс диалектического развертывания мирового духа в системе философии Гегеля. Понятие субъективного, объективного, абсолютного духа. Искусство как ступень развития абсолютного духа, его место в историческом становлении культурных форм. Учение Гегеля об идеале. Исторические формы идеала. Типология форм идеала и систематизация видов и жанров искусства.

Гегель об исторических судьбах искусства: проблема его конца. Итоги развития европейской рационалистической эстетики.

Тема 8. Кризис системно-рационалистической эстетики

Критика гегелевского идеализма Л.Фейербахом с позиции антропологического материализма. Искусство как идеальное выражение сущностных сил человека. Влияние Фейербаха на раннего Маркса. Интерпретация Марксом немецкой классической философии: красота как совпадение "меры человека и меры вещей". Материально-практическая основа эстетического освоения мира человеком. Социально-экономическая детерминированность искусства в историческом материализме Маркса. Маркс о социальных функциях искусства в современном ему обществе и проблемы реализма.

Тема 9. Эмпирическая эстетика второй половины XIX в.

Эмпирическая эстетика «снизу» как альтернатива рационалистической эстетике «сверху». Эстетика - раздел психологии в трактовке кантовской философии И.Гербартом и экспериментальная эстетика Г.Фехнера. Искусство в контексте психологической теории «вчувствования» И.Фолькельта, Т.Липпса. Эстетика как наука о форме художественного произведения: Э.Ганслик о форме как содержании музыки, А.Гильдебрандт о роли формы в изобразительном искусстве. «Формальная школа» в литературоведении (В.Шкловский, Р.Якобсон). Становление социологии искусства (О.Конт, И.Тэн, Ш.Лало), ее связь с натурализмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: