Смертная казнь в мире

Представленные здесь цифры и таблицы принадлежат Международной амнистии. Их можно найти — как и множество других данных и комментариев — на интернет-сайте Международной Амнистии на французском языке, посвященном смертной казни, — perso.wanadoo.fr/ai288/pdm, а также на общем сайте — www.amnesty.org.

На начало XXI века более половины государств мира (109 стран) отмени­ли смертную казнь, в законодательном порядке или фактичес­ки. Шестьдесят пять стран отменили ее в законодательном по­рядке во всех случаях. Четырнадцать стран отменили ее за пре­ступления общей юрисдикции, сохраняя, впрочем, право при­бегнуть к ней, напр., в случае войны. Двадцать стран, чье законодательство не претерпело соответствующих изменений, могут, тем не менее, рассматриваться как аболиционистские, поскольку они не прибегали к смертной казни, по крайней мере, в течение десяти лет.

Напротив, восемьдесят шесть государств сохранили смерт­ную казнь, что не является свидетельством того, что казни там имеют место каждый год.

В течение последнего десятилетия XX века в среднем три страны в год отменяли смертную казнь. С 1985 года более со­рока стран либо упразднили ее, либо перешли от частичной от­мены к полной.

Только четыре страны, отменившие смертную казнь, вновь ввели ее в свое законодательство: Непал, Филиппины, Гамбия и Папуа-Новая Гвинея. На Филиппинах смертные казни были возобновлены на деле, но Гамбия и Папуа-Новая Гвинея не осуществили ни одной казни. Что касается Непала, он отказался от своего решения и вновь попал в список аболиционистских стран в 1997 году.

В 2000 году на основании закона было казнено 1 457 узни­ков в двадцати семи странах, и 3 058 — приговорено к смерти в шестидесяти пяти странах. Таковы данные Международной Амнистии, но реальные цифры, без сомнения, более высокие. Во всяком случае, они касаются только казней на основании за­кона, состоявшихся после того, как приговор был вынесен су­дом. Бессудные казни здесь не учитываются. Известно, напри­мер, что в Ираке их сотни.

В 2000 году 88% из всех известных казней имели место в Китае (более тысячи), в Иране (75), в Саудовской Аравии (123) и в Соединенных Штатах (85 — из них 40 в одном только шта­те Техас). Для трех первых стран данные, безусловно, не отличаются точностью, и цифры отстают от действительного положения дел.

Различные международные соглашения запрещают казнить приговоренных, если к моменту совершения проступка они не достигли совершеннолетия. С 1990 года к казням несовершеннолетних прибегали только семь стран: Демократическая Республика Конго, Иран, Нигерия, пакистан, Саудовская Аравия, Йемен и… Соединенные Штаты. Причем именно в этом последнем государстве казнят наибольшее число юных преступников – 14 с 1990 года. Конго и Пакистан с тех пор отменили смертную казнь в данном случае.

Таблица I. Последовательно аболиционистские страны

Название Дата отмены Дата отмены смертной казни за преступления общей юрисдикции Дата последней казни
Австралия      
Австрия      
Азербайджан      
Ангола      
Андорра      
Бельгия      
Болгария      
Вануату     *
Ватикан      
Венгрия      
Венесуэла      
Восточный      
Тимор      
Гаити     1972**
Гвинея-Биссау     1986**
Германия 1949/ 1987 (ГДР)    
Гондурас      
Греция      
Грузия      
Дания      
Джибути      
Название Дата отмены Дата отмены смертной казни за преступления общей юрисдикции Дата последней казни
Доминиканская Республика      
Зеленый Мыс      
Ирландия      
Исландия      
Испания      
Италия      
Камбоджа      
Канада      
Кирибати     *
Колумбия      
Коста Рика 187Y    
Кот д'Ивуар      
Литва      
Лихтенштейн      
Люксембург      
Маврикий      
Македония1      
Мальта      
Маршалловы острова     *
Микронезия (федерация)     *
Мозамбик      
Молдавия      
Монако      
Намибия     1988**
Непал      
Нидерланды      
Никарагуа      
Новая Зеландия      
Норвегия      
Палау      
Панама     1903**
Название Дата отмены Дата отмены смертной казни за преступления общей юрисдикции Дата последней казни
Парагвай      
Польша      
Португалия     1849**
Румыния      
Сан Томе и Принсипи     *
Сан-Марино     1468*
Сейшельские острова      
Словакия      
Словения      
Соединенное Королевство      
Соломоновы острова     *
Тувалу     *
Туркменистан      
Украина      
Уругвай      
Финляндия      
Франция      
Хорватия      
Чешская Республика      
Швейцария      
Швеция      
Эквадор      
Эстония      
Южная Африка      

* Неприменение смертной казни после обретения независимости.

** Дата последней известной смертной казни.

Таблица II. Государства, упразднившие смертную казнь за преступления общей юрисдикции.

Название Дата отмены смертной казни за преступления общей юрисдикции Дата последней казни
Албания    
Аргентина    
Боливия    
Босния-Герцеговина    
Бразилия    
Израиль    
Кипр    
Куковы острова    
Латвия    
Мексика    
Перу    
Сальвадор   1973*
Фиджи    
Чили    

· Неприменение смертной казни после обретения независимости.

К заданию 2.4.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ БИОЭТИКИ
И ГАРАНТИЯХ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ”

Проект

Раздел I. Общие положения. Правовые основы этики
государственной политики в области здоровья и здравоохранения

Статья 1. Цель Закона

Настоящий Федеральный закон имеет целью установление правовых основ биоэтики в области охраны здоровья как общественного блага и условия выживания общества, в том числе при осуществлении медицинской деятельности, включая выбор метода лечения, применение научных знаний на практике, отношения между медицинскими работниками и пациентом, обеспечение его безопасности и интересов, иные вопросы, связанные с вмешательством в сферу физического и психического здоровья человека.

Статья 2. Основные понятия

Биоэтика — свод принципов и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в области здоровья и здравоохранения и регулирующих в этой сфере взаимоотношения государства с обществом, семьей и личностью, а также взаимоотношения медицинского работника и пациента в связи с медицинским вмешательством.

Пациент — лицо, обратившееся за медицинской помощью, нуждающееся в ней, либо пользующееся ею на постоянной или временной основе.

Медицинское вмешательство — воздействие на организм человека медицинскими методами и средствами в целях оздоровления, профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, научного исследования.

Профессиональные стандарты — обязательные требования к выполнению различных видов медицинского вмешательства; включают этический компонент, а также действующие в рамках стандартов качества медицинской помощи технологический и экономический компоненты.

Этические принципы — совокупность требований, нравственно ориентирующих деятельность в области здоровья человека.

Государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения — ежегодно устанавливаемые государством с учетом экономических возможностей страны и потребностей населения объемы медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. В Российской Федерации действуют:

1) федеральные государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения — стандарты, обязательные для выполнения на всей территории Российской Федерации и устанавливающие гарантии оказания бесплатной медицинской помощи для всех граждан, и

2) разрабатываемые на основе этих стандартов субъектами Российской Федерации территориальные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения, обязательные для выполнения на территории субъекта Российской Федерации и полностью включающие в себя федеральные государственные минимальные социальные стандарты.

Методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения — деструктивные методы и средства вмешательства в сферу психического и физического здоровья человека, к которым относятся колдовство, шаманство, ведовство, магия, парапсихология (иные производные от нее методы энергоинформатики и экстрасенсорики), методы рейки, астрологическая, кармическая, ведическая медицина, трансцедентальная медитация, методы детоксикации и дианетики, иные используемые саентологической организацией методы, а также методы, направленные на контроль сознания и способствующие возникновению психического расстройства типа зависимой личности.

Аборт по социальным показаниям (аборт на поздних сроках беременности) — искусственное прерывание беременности при сроке от 12 до 22 недель, например, при низком доходе на члена семьи, отсутствии мужа, работы, квартиры и т.д.

Лицо, не способное дать согласие на медицинское вмешательство — лицо, относящееся к одной из следующих категорий:

1) лица, не достигшие 15-летнего возраста;

2) лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

3) лица, находящиеся в бессознательном состоянии.

Согласие по доверенности — согласие на медицинское вмешательство, данное за лиц, не способных дать такое согласие, их родителями или иными законными представителями.

Геном человека — совокупность генов, составляющих наследственную конституцию.

Наследственность — свойство организмов обеспечивать структурную и функциональную преемственность поколений путем передачи биологических и иных признаков от одного поколения другим.

Клонирование — метод генной инженерии, ориентированный на повторение генотипа человека или животного, создание и тиражирование генетических копий людей (животных) путем бесполого размножения и иных манипуляций с генетическим материалом.

Эксперименты по созданию трансгенных животных с генетическим материалом человека — эксперименты, направленные на выращивание животных, в геном которых (или в геномы их отдельных клеток или тканей) с помощью методов генной инженерии включается человеческий генетический материал; например, в клетки свиньи — гены человека.

Коррекция половых признаков — исправление врожденных или наследственных нарушений развития половых органов.

Клинические испытания — опыты на людях, включающие медико-биологические исследования, целью которых является проверка воздействия на организм больного человека новых (не использовавшихся ранее) профилактических, диагностических или терапевтических методов и средств.

Неклинические (нетерапевтические) испытания — опыты на людях, включающие медико-биологические исследования, где испытуемыми выступают добровольцы.

Исследования, спонсируемые со стороны — финансируемые из-за рубежа медико-биологические исследования, проводимые в Российской Федерации и в сотрудничестве с нею по предложению и при участии (полном или частичном) международной (зарубежной) организации.

Живой донор — лицо, давшее добровольное информированное согласие на прижизненный забор у него органа или тканей для пересадки (трансплантации).

Реципиент — лицо, которому производится пересадка органов и(или) тканей.

Статья 3. Принципы биоэтики

Государство несет ответственность за обеспечение нравственной ориентации деятельности в области здоровья и гарантирует осуществление следующих принципов биоэтики:

1) безопасность жизни и здоровья человека;

2) тесная взаимосвязь физического и духовного здоровья;

3) соблюдение прав и свобод человека в области здравоохранения;

4) защита достоинства и личной неприкосновенности;

5) психическая и физическая целостность человека;

6) приоритет интересов и благополучия пациента над интересами науки и общества;

7) личная ответственность граждан за свое здоровье.

Статья 4. Гарантии обеспечения нравственной ориентации
государственной политики

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации при принятии бюджета и формировании экономической и социальной политики, а также при оценке их эффективности руководствуются данными демографической экспертизы, осуществляемой с учетом комплексного индикатора качества жизни, включающим показатели состояния и динамики:

1) физического здоровья, гарантий реализации права на жизнь и деторождение (оцениваются по уровням продолжительности жизни, смертности, рождаемости, по обобщенным показателям потерь, включая:

потери потенциала воспроизводства (выкидыши, аборты, мертворождение, материнская смертность);

потери потенциала жизни (потери потенциала воспроизводства, а также младенческая и общая смертность);

потери трудового потенциала (материнская смертность, младенческая, общая смертность в трудоспособном возрасте, инвалидность, временная утрата трудоспособности);

потери активности жизни (инвалидность, временная нетрудоспособность, заболевания школьников, студентов, лиц пожилого возраста).

2) духовного здоровья, т.е. соответствия поведения общества духовно-нравственным ценностям (оцениваются по уровням социальных аномалий таких, как убийства, тяжкие телесные повреждения, кражи, самоубийства, алкоголизм, наркомания, брошенные дети, увлечение оккультно-мистическими учениями и методами и др.);

3) удовлетворенности условиями жизни: питание, работа, образование, условия труда и быта, здравоохранение, уверенность в будущем и др. (оцениваются путем социологических опросов представительных выборок).

Ухудшение указанных показателей свидетельствует об ослаблении нравственной ориентации государственной политики и является основанием для ее обязательного пересмотра или коррекции.

В целях обеспечения гарантий нравственной ориентации государственной политики Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованный федеральный орган или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач мониторинга качества жизни населения Российской Федерации и осуществления демографической экспертизы

Результаты мониторинга качества жизни подлежат обязательному опубликованию в центральной прессе в месячный срок после их получения.

Демографическая экспертиза проводится в обязательном порядке в отношении всех государственных экономических и социальных программ, осуществляемых в том числе за счет иностранных кредитов и инвестиций.

Субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач мониторинга качества жизни и проведения демографической экспертизы.

Статья 5. Гарантии обеспечения граждан медицинской помощью

Государство является гарантом обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Каждый человек имеет право на достойное лечение и уход.

Медицинская помощь предоставляется при обеспечении качества и на основе равной доступности к ней всех граждан.

Любое медицинское вмешательство осуществляется в соответствии с государственной лицензией при соблюдении профессиональных стандартов, утверждаемых федеральным органом здравоохранения.

Государство гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь в объеме, предусмотренном федеральными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения, разрабатываемыми Правительством Российской Федерации, утверждаемыми и ежегодно пересматриваемыми при принятии бюджета с учетом потребностей населения и экономических возможностей государства.

Территориальные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения, разрабатываемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждаемыми и ежегодно пересматриваемыми при принятии бюджета субъекта Российской Федерации, не могут быть ниже устанавливаемых на федеральном уровне.

В целях гарантированного обеспечения населения специализированной медицинской помощью в объемах, предусмотренных государственными (федеральными и территориальными) минимальными стандартами, в Российской Федерации действует сеть учреждений федерального и территориального уровней, финансируемых “отдельной строкой” из федерального или территориального бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не могут отказать в лечении пациенту под предлогом его неплатежеспособности.

Гражданам гарантируется равная доступность лекарственной помощи, включая лекарственные средства и иммунобиологические и биотехнологические препараты.

В Российской Федерации не допускается финансирование из бюджетных и государственных внебюджетных средств бесплатной раздачи контрацептивов.

Статья 6. Безопасность жизни и здоровья в области здравоохранения

Обеспечение безопасности жизни и здоровья человека является основой государственной политики в области охраны здоровья как общественного блага и национального достояния.

Безопасность жизни и здоровья обеспечивается путем допуска в практику здравоохранения только разрешенных федеральным органом здравоохранения методов и средств медицинского воздействия.

Право на медицинскую и фармацевтическую деятельность имеют работники и учреждения здравоохранения, получившие разрешение (лицензию) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Гарантии обеспечения безопасности жизни и здоровья

В интересах безопасности жизни и здоровья граждан в Российской Федерации не допускается применение в целях оздоровления, профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения.

В целях обеспечения безопасности граждан в Российской Федерации запрещается деятельность организаций, представляющих риск для жизни и здоровья граждан, семьи и общества, в том числе организаций:

1) пропагандирующих и применяющих методы воздействия на организм, представляющие риск для жизни и здоровья, а также побуждающих или принуждающих своих членов использовать такие методы в отношении себя и(или) своих детей;

2) пропагандирующих употребление наркотических средств, а также использующих их и психотропные вещества для формирования у членов организации зависимости в целях манипулирования их сознанием и поведением;

3) побуждающих или принуждающих своих членов к отказу от медицинской помощи по жизненным показаниям (включая отказ от переливания крови) в отношении себя и своих детей;

4) побуждающих или принуждающих своих членов выполнять унижающие человеческое достоинство действия, сопряженные с опасностью для жизни и здоровья;

5) эксплуатирующих своих членов и их детей в сексуальном отношении;

6) призывающих к насилию и трактующих насилие противоположно общепринятым нравственным нормам;

7) побуждающих или принуждающих граждан к отказу от брака и (или) деторождения, а также систематически побуждающих или принуждающих к разрыву уже существующих семейных отношений и связей;

8) пропагандирующих легализацию наркотических средств.

Не допускается деятельность иностранных юридических или физических лиц, лишенных за рубежом права на медицинскую или фармацевтическую деятельность, либо лицензии на ее осуществление.

Статья 8. Экспертиза факторов риска для жизни и здоровья в связис деятельностью некоторых организаций

Экспертиза факторов риска для жизни и здоровья граждан в связи с деятельностью некоторых организаций проводится комиссией, создаваемой при федеральном органе здравоохранения.

Положение о Комиссии по экспертизе факторов риска для жизни и здоровья в связи с деятельностью некоторых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Решение указанной Комиссии служит основанием для рассмотрения в судебном порядке вопроса о запрещении деятельности организации или о недопущении ее регистрации, в случае, если имеются полученные из-за рубежа неопровержимые данные органов государственной власти об опасности для жизни и здоровья человека организации, претендующей на регистрацию в Российской Федерации.

Статья 9. Обеспечение безопасности жизни и здоровья матери и ребенка

Безопасность жизни и здоровья матери и ребенка является объектом национальной безопасности Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья матери и ребенка и сохранения репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации не допускается:

1) проведение абортов по социальным показаниям;

2) использование человеческих эмбрионов и плодов в диагностических, терапевтических, экспериментальных, производственных, коммерческих и иных целях; торговля эмбрионами и половыми клетками;

3) редукция (искусственное уменьшение количества) эмбрионов при многоплодной беременности, иные репродуктивные технологии, связанные с манипуляциями над эмбрионами;

4) осуществление деятельности, направленной на лишение права на естественное деторождение, исключая случаи, когда такое вмешательство необходимо для сохранения жизни человека;

5) изъятие половых клеток и половых желез без согласия донора.

Во избежание кризиса идентичности рожденного человека и ломки традиционных родственных отношений не допускается предоставление услуг вынашивающей матери (матери, вынашивающей чужого ребенка).

Врач не может проявлять инициативу и настаивать на аборте, стерилизации, контрацепции по немедицинским показаниям.

Вопросы планирования семьи (контроля и сокращения рождаемости), включая половое воспитание детей, являются частным делом семьи и не могут финансироваться за счет государства, средств негосударственных организаций и предприятий, а также иностранных инвестиций и кредитов.

Стерилизация не может рассматриваться как метод контрацепции и допускается только по медицинским показаниям на основании решения суда, принятого не ранее, чем в шестимесячный срок после подачи письменного заявления обоими супругами.

Иностранные организации и инвесторы, а также контролируемые ими организации, действующие на территории Российской Федерации, не вправе принимать участие в решении вопросов государственной политики в области демографии и репродуктивного здоровья населения, и осуществлять деятельность в этой сфере.

Статья 10. Обеспечение безопасности жизни и здоровья в области
пропаганды (рекламы) методов и средств вмешательства в сферу здоровья

В Российской Федерации не допускается пропаганда (реклама), того, что представляет риск возникновения заболевания, либо способно нанести иной вред здоровью человека, включая:

1) методы и средства, не допущенные к применению федеральным органом здравоохранения;

2) медицинская и фармацевтическая деятельность юридических и физических лиц, не имеющих разрешения либо лицензии на ее осуществление, полученных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) наркотические средства, психотропные вещества, алкогольные напитки и табачные изделия, а также деятельность, направленную на легализацию наркотических средств;

4) лекарственные средства, предназначенные для приема по рецепту врача (реклама остальных лекарственных средств допустима только на территории аптек и на страницах специальных медицинских изданий);

5) методы диагностики и лечения сексуальных расстройств; лекарственные препараты и пищевые добавки, воздействующие на сексуальную сферу, особенно стимулирующие ее, а также продукция сексуального характера;

6) изменение пола;

7) объявления о купле-продаже новорожденных детей;

8) объявления о найме и оплате услуг суррогатной матери;

9) объявления о купле-продаже органов и тканей человека, трупов, органов и тканей трупов;

10) методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения, предназначенные для использования в целях оздоровления, профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;

11) объявления о проведении абортов, контрацепции, стерилизации;

12) услуги сексуального характера;

13) пропаганду гомосексуализма и иных половых отклонений, организаций сексуальных меньшинств и их деятельности.

Раздел II. Правовые основы этики отношений,
возникающих в связи с медицинским вмешательством

Статья 11.Согласие на медицинское вмешательство.

Вмешательство в сферу здоровья человека может производиться только после предварительного получения его добровольного согласия, данного на основе предоставленной ему врачом полной информации, позволяющей принять решение и выразить согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Информация, необходимая для принятия решения о согласии, должна содержать сведения о целях и характере медицинского вмешательства, его альтернативах и последствиях, а также о возможном риске.

Пациент может отозвать согласие в любое время до осуществления медицинского вмешательства.

Статья 12. Защита лиц, не способных дать согласие.

Медицинское вмешательство в отношении лица, не способного дать согласие, может производиться только в интересах спасения его жизни, восстановления или поддержания здоровья. Решение о согласии на медицинское вмешательство в этом случае принимается родителями пациента или иными законными представителями.

Решение о согласии на медицинское вмешательство в отношении лиц, не способных дать такое согласие, принимается на основании предоставляемой врачом информации, необходимой для принятия соответствующего решения.

При принятии решения о согласии на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних их мнение учитывается пропорционально возрасту и степени зрелости.

Отказ родителей, иных законных представителей от медицинской помощи, необходимой ребенку, не может служить основанием для оставления без медицинской помощи. Если такой отказ создает опасность для жизни и здоровья ребенка или противоречит его интересам, решение о медицинском вмешательстве принимается в порядке, установленном в части первой статьи 14 настоящего Федерального закона.

Предварительное согласие родителей, или лиц их заменяющих является обязательным при проведении в отношении несовершеннолетних в дошкольных и образовательных учреждениях мер медицинского характера, включая пропаганду методов и средств воздействия на организм и здоровье, а также применение к несовершеннолетним методов и средств вмешательства в сферу их физического и психического здоровья.

Статья 13. Защита лиц, признанных недееспособными.

Любое медицинское вмешательство в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, осуществляется с согласия их родителей, или иных законных представителей.

Решение о согласии на медицинское вмешательство в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными и не имеющих законных представителей, возлагается на учреждение здравоохранения или социального обслуживания, которое оказывает им помощь.

Статья 14. Экстренные ситуации

В экстренных случаях, когда состояние здоровья пациента не позволяет ему выразить согласие на медицинское вмешательство, а также при отсутствии лиц, имеющих по закону право принять решение о согласии, и(или) при невозможности установить с ними связь, ответственность за жизнь и здоровье пациента берет на себя комиссия врачей, а при невозможности собрать комиссию — непосредственно лечащий (дежурный) врач, который обязан при первой возможности уведомить администрацию учреждения здравоохранения о принятых мерах.

В случае отказа родителей, иных законных представителей от медицинской помощи, которая срочно необходима ребенку по жизненным показаниям, медицинское вмешательство осуществляется в порядке, установленном в части первой настоящей статьи.

В условиях экстренной ситуации, когда пациент находится в бессознательном состоянии и не может дать соответствующее согласие, медицинское вмешательство может быть выполнено немедленно в интересах жизни и здоровья пациента.

При констатации факта смерти мозга решение об отключении средств поддержания жизни пациента принимается комиссией врачей-специалистов в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа здравоохранения и оформляются в письменном виде.

Статья 15. Предварительно выраженные желания.

Медицинские работники должны принимать во внимание предварительно выраженные в отношении медицинского вмешательства желания пациента, который ко времени вмешательства не в состоянии выразить свою волю.

Исключение составляют случаи отказа пациентов от медицинской помощи, в том числе от переливания крови, в экстренных ситуациях, когда такой отказ представляет опасность для жизни самого пациента и(или) будущего ребенка.

Статья 16. Информация о здоровье

Пациент имеет право на получение информации о состоянии его здоровья и требуемой ему медицинской помощи, включая сведения о наличии заболевания, его диагнозе, прогнозе, возможных способах диагностики, лечения и профилактики, риске, связанном с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах такому вмешательству.

Информация предоставляется пациенту в доступной для него форме, в устном или письменном виде.

Пациент вправе отказаться от получения информации о его здоровье.

В интересах пациента право на получение информации может быть ограничено, если у врача есть все основания полагать, что подобная информация может нанести серьезный вред здоровью пациента.

При назначении средств воздействия на организм женщине детородного возраста врач обязан предупредить ее о возможных побочных эффектах, способных нанести вред ее репродуктивному здоровью, здоровью плода, либо привести к аборту. Врач несет личную ответственность за несообщение женщине указанной информации.

Статья 17. Конфиденциальность информации о здоровье.

Пациент имеет право на конфиденциальность информации о состоянии его здоровья и личной жизни, ставшей известной лицам, участвующим в оказании ему медицинской помощи. Указанные лица обязаны сохранять в тайне полученную информацию и сам факт обращения за помощью даже после смерти пациента, исключая случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Профессиональная медицинская тайна распространяется не только на информацию, которую пациент доверил врачу или иному лицу при получении медицинской помощи или которая стала им известна в связи с выполнением профессиональных обязанностей, но и на любые сведения о пациенте, выявленные в процессе медицинского вмешательства.

Не допускается включение и использование в автоматизированных базах данных без разрешения пациента информации персонифицированного характера, касающейся его частной жизни, наличия у него определенных заболеваний, перечень которых устанавливается федеральным органом здравоохранения.

Разглашение без разрешения пациента в устной или письменной форме информации о состоянии его здоровья и иных данных о нем, ставших известными другим лицам при оказании ему медицинской помощи, являются посягательством на личную жизнь пациента независимо от того, была ли разглашенная информация достоверной или ложной.

Статья 18.Допуск к медицинской информации.

Правом на допуск к медицинской информации пациента пользуются сам пациент либо лица, получившие на это его письменное разрешение.

Разрешение пациента на допуск к его медицинской информации не требуется для:

медицинских работников, непосредственно оказывающих ему медицинскую помощь, либо участвующих в его консультировании;

органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования и судебным разбирательством;

должностных лиц госсанэпидслужбы по заболеваниям, относящимся к их компетенции, при проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

медицинских работников при проведении исследований, включенных в планы научно-исследовательской работы органов здравоохранения или Российской Академии медицинских наук;

лиц, осуществляющих проверку отчетности в учреждении здравоохранения.

Лица, пользующиеся правом допуска к медицинской информации пациента без его разрешения, обязаны соблюдать в тайне все сведения, медицинского и личного характера, ставшие им известными при выполнении профессиональной деятельности.

Статья 19. Защита прав и интересов верующих в сфере здравоохранения

Пациенты, находящиеся в стационарных учреждениях здравоохранения, имеют право на приглашение священнослужителя и исполнение религиозных обрядов, зарегистрированных в Российской Федерации конфессий.

Гарантии реализации этого права обеспечивает администрация учреждения здравоохранения, которая не вправе ограничивать время прихода священнослужителя часами посещения обычных посетителей.

По просьбе пациентов или их родственников администрация обязана обеспечить допуск священнослужителя в любое время и предоставить возможность исповеди без присутствия посторонних.

Во избежание оскорбления чувств верующих пациентов, исповедующих религии, сформировавшие этнокультуры народностей Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения запрещается пропагандистская и(или) медицинская деятельность представителей религиозных организаций деструктивного и(или) оккультного характера и представителей нетрадиционных для России религиозных организаций, которые используют медицинскую деятельность в целях прозелитизма.

Не допускается посещение учреждений здравоохранения религиозными деятелями без приглашения пациентов или их законных представителей, в случае, если сам пациент не может сделать это самостоятельно.

В целях уважения чувств верующих, исповедующих религии большинства населения Российской Федерации, не допускается введение в образовательных учреждениях Российской Федерации предметов (курсов), наносящих вред духовному и физическому здоровью детей, в том числе предусматривающих в качестве мер полового воспитания раздачу детям средств контрацепции, пропаганду культа секса, стимулирование у них ранней потребности в половых контактах.

Противозачаточные средства распространяются только через аптеки.

Врач, независимо от занимаемой должности, иной медицинский работник, студент медицинского образовательного учреждения вправе отказаться от производства аборта, операции стерилизации на основании религиозных убеждений. В случае такого отказа ему гарантируется право на свободу от дискриминации.

Раздел III. Гарантии обеспечения биоэтики
в вопросах, связанных с геномом человека

Статья 20. Свобода от дискриминации

В Российской Федерации запрещается любая форма дискриминации по признаку наследственности.

Статья 21. Генетические тесты

В Российской Федерации гарантируется доступность генетического тестирования в интересах здоровья каждого, желающего пройти такое тестирование.

Тесты, устанавливающие возможность генетического заболевания или служащие для идентификации субъекта как носителя изменения (мутации) гена, вызывающего болезнь, либо направленные на обнаружение генетической предрасположенности или подверженности болезни, могут производиться исключительно в целях охраны здоровья тестируемых или научных исследований, связанных со здравоохранением.

Указанные тесты проводятся только после соответствующей генетической консультации, устанавливающей их целесообразность, с информированного согласия пациента.

Пренатальный диагноз, устанавливающий наличие наследственной болезни, не должен рассматриваться врачом как основание для прерывания беременности по медицинским показаниям.

Врачи, полагающие, что контрацепция, стерилизация и искусственное прерывание беременности противоречат их принципам и убеждениям, могут отказаться также от проведения генетических тестов. Однако, во всех случаях, врач обязан предупредить будущих родителей о возможности возникновения генетических проблем и посоветовать пройти генетическое тестирование у компетентного специалиста.

Статья 22. Вмешательство в геном человека

Вмешательство в геном человека, может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение изменений в линию клеток воспроизводства человека (половых клеток) и тем самым не вносит изменения в геном его потомков.

Запрещается клонирование людей, т.е. любое вмешательство, направленное на создание человека, генетически идентичного другому человеку (имеющему с ним одинаковый набор генов), независимо от того жив он или умер.

Во избежание негативных последствий для здоровья людей, в том числе межвидовой передачи болезней животных человеку, не допускается деятельность по созданию трансгенных животных с генетическим материалом человека и использование таких животных в целях трансплантации.

Вмешательство в геном человека в каждом конкретном случае осуществляется на основе заключения комиссии врачей-специалистов в области медицинской генетики и репродукции человека, работающих в государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения, имеющем выдаваемую федеральным органом здравоохранения лицензию на подобного рода медицинскую деятельность.

Все методы вмешательства в геном человека подлежат обязательной экспертизе Федерального комитета по биоэтике и с учетом ее результатов допускаются к применению федеральным органом здравоохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: