Описание методов

Психодиагностические методики в эксперименте должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценить величину всех факторов (обычно до и после эксперимента).

Во введении вы уже назвали методы, которые планировали использовать. В этом параграфе вы снова указываете их, но при этом даете краткую характеристику каждой методики. Если используемая методика не является очень распространенной, характеристика должна быть более подробной. При характеристике методик необходимо указать ее автора (и автора той модификации, которую вы используете), источник, откуда взят вариант методики в виде ссылки), дать краткое описание, привести инструкцию испытуемому, показатели, которые определяет методика, их краткую интерпретацию. В описание методики входит указание назначения методики, формы и условий проведения, характеристика стимульного материала (количество вопросов или утверждений), сведения о том, на кого рассчитана методика, данные о валидности и пр.

Практика показывает, что методики часто называются скорее бытовым языком, чем научным (например, «тест Векслера», вместо «шкала интеллекта для детей Д.Векслера WISC в модификации А.Ю. Панасюка»). Избегайте этих недочетов.

Приступая к опытно- экспериментальной части своего исследования, дипломник должен самым серьезным образом подойти к подбору критериев оценки эффективности предполагаемых развивающих или тренинговых программ.

Еще до проведения основного эксперимента необходимо точно определить основные критерии оценки эмпирических данных, прикинуть, сколько классов,, групп или школ необходимо будет включить в опытно- экспериментальную работу, чтобы получить статистически достоверные окончательные результаты.

Параграф 2.2. обычно включает в себя описание выборки, полученное с помощью психодиагностических методов. Здесь дается характеристика того, что вы получили в начале работы по тем показателям, которые предусматривают ваши психодиагностические методики. Вы указываете средние значения, разброс данных, доли (процентные) выборки от общего числа участников эксперимента, имеющие высокие, средние или низкие уровни изучаемого признака. Описание будет смотреться более выигрышно, если вы проиллюстрируете его таблицами, графиками или диаграммами.

Как только вы получили результаты диагностики, следует сразу же пронумеровать все бланки ответов, присвоив каждому испытуемому свой номер- эта процедура сократит время. Которое вы затратите на составление сводной таблицы данных (см. приложение 6), - или вводить данные в компьютер. Кроме того, присвоение кодового номера убережет вас от часто встречающейся в дипломах грубой ошибки- указаний фамилий испытуемых, что говорит о несоблюдении профессиональных этических норм работы психолога и может привести к снижению оценки дипломной работы.

Использование компьютера очень облегчает задачи обсчета и представления данных. Однократное введение данных, например в программу EXCEL позволяет быстро провести все расчеты, рассмотреть полученные результаты с разных сторон и представить их наиболее выигрышно.

Сводная таблица, то есть таблица, в которой представлены все исходные или первичные данные, помещается в приложении, так как она обычно бывает громоздкой. В тесте параграфа помещается таблица, в которой представлены ваши данные в свернутом виде- или средние значения, или процентные доли.

Существуют определенные правила размещения таблиц в тексте.

1. Таблицы (если их больше одной- двух) должны быть пронумерованы.

2. Слово «таблица» пишется справа, под ним в середине таблицы располагается ее содержательное название.

3. Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах и строках (см. пример).

4. Данные таблицы дополнительно должны быть описаны словами.

В качестве примера поместим таблицу, график и диаграмму и их описания из дипломной работы О.Кузнецовой (руководитель А.А.Гудзовская).

«В таблице 5 представлено соотношение количества супругов с разной степенью удовлетворенности браком по подгруппам.

Таблица 5

Удовлетворенность браком в разных подгруппах (в %)

Подгруппы Удовлетворенность браком Итого
Низкая Средняя Высокая
Все 13.3   16.7  
Ж 16.7 66.7 16.7  
М   73.3 16.7  
Стаж больше 7 лет        
Стаж 2-7 лет 16.7   13.3  

Как видно из приведенной таблицы, в каждой подгруппе наибольшее число человек имеют средние показатели удовлетворенности браком. Несколько больше человек имеют высокие показатели удовлетворенности браком в подгруппе с супружеским стажем более семи лет, а в подгруппе с меньшим стажем несколько большее количество человек с низким показателем удовлетворенности браком».

Другой способ представления экспериментальных данных- графический (диаграммы, графики). Эти иллюстрации называются рисунками. Они имеют собственную нумерацию в тексте.

Правила их оформления:

1. Слово «Рис.» ставиться под иллюстрацией, далее следует номер, а затем название, отражающее содержание рисунка.

2. Оси, на которых расположен график, должны быть обозначены.

3. Линии графика также должны быть названы на самом графике или в примечаниях к нему, следующих после названия графика (см.Пример).

«На рисунке 1 отражено распределение частоты встречаемости лиц с разным уровнем выраженности показателя «уровень ожиданий и притязаний в браке» («ОП») в различных подгруппах. Оказывается, что мужчины более сходны между собой в полоролевых ожиданиях и притязаниях, чем женщины, чьи данные более разнообразны. В приложении 2 приведена величина F- критерия Фишера, которая говорит о статистической значимости различий мужчин и женщин по этому показателю (при уровне значимости α =0,05).

Баллы

Рис 1. Выраженность показателя «ОП» по тесту РОП в женской и мужской подгруппах.

Пример следующего графического способа представления данных -диаграмма – приведен в Приложении 5. Там же дается описание диаграммы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: