Тихо светит луна над родимой рекой. (Восприятие приятного предмета с чувством
Оттого на душе тишина и покой. радостного покоя.)
А луны голубое сиянье
Воскрешает весны обаянье.
Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков, окрашенных бесконечно богатой палитрой чувств,эмоций, желаний, действий (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и др.).
Искусству тембрирования поможет натренированный тональный способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.
Однако надо подойти к произведениям поэтов, владея в какой-то степени средствами речевой выразительности. Для этого - тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах.
Упражнение "На дне речном"*.
Как-то раз на дне речном
Спорил Окунь с Карасем.
Скука в речке — вот проблема.
Всех волнует эта тема.
Окуня так спор увлек —
Отдышаться он не мог.
Чтоб одышки избежать,
Стал рывками выдыхать:
—Фу-фу! Фу-фу! Фу!
И снова — (Тренировка третьего вида выдыхания,
В продолженье разговора... подвижности диафрагмы.)
Слушал Окуня Карась
Лишь один открывши глаз:
Боязлив он очень был
И крамолу не любил.
Приоткрыв глаза, лениво
Простонал он тут плаксиво:
— Слушай, Окунь! Бестолково (Тренировка формы речи № 1 в состоянии
Переделывать все снова, релаксации — мышечной расслабленности.)
Только сил пустая трата,
Все меняется когда-то,
И учти: твой громкий бас
Вмиг нагонит Щук на нас.
Замолчи. Не возникай!
Жить спокойно не мешай!
Окунь был так оскорблен,
Так унижен, поражен,
Что дар речи потерял,
Будто лая отвечал: (Тренировка опоры звука в междометиях.)
—Ох-ты! Эх-ты! Вот те на?!
Ну и ну! Вот это да?!..
Окрылен Карась победой.
Мягко пробасил соседу: (Тренировка звучания речи в различных
—Ладно, Окунь! Брось ершиться! регистрах.)
— Щук ведь нет. Давай лениться.
Ой, люблю на теплом дне
Поваляться на спине! —
В ухо Окуню фальцетом:
—Как подумаю про это,
Сразу Щук я забываю,
Прелесть лени предвкушаю!
Окунь, выслушав все это,
Не замедлил тут с ответом: (Тренировка темпо-ритмической подвижности
— От таких, Карась, как ты и тембральных изменений.)
Нет в реке живой воды.
Всё ты ленью отравляешь,
Скукой души насыщаешь.
Лень твоя вредней, чем Щука.
Мой же хлыст — тебе наука:
НА же! НА же! Еще раз! (Тренировка темпо-ритмического диапазона
Места нет таким у нас! свободного звучания голоса при
Вся общественность речная эмоциональной речи.)
Карася лупила, зная
Что сверхленью заражен
И труслив не только он.
И лупила,и галдела: —
Лупим Карася за дело!
БУдет! БУдет! БУдет знАть!
Как беспечно чушь болтать!
—Тут Пескарь премудрый скупо
Вымолвил: —Не так уж глупо, (Тренировка владения крупным,
Применять и хлыст к иному!... «увесистым» словом)
Слов не тратя по-пустому,
Быль иль небыль? Ну и что же!?
Небыль эта нам поможет
Говорить легко, речисто,
Как положено артистам.
Вы заметили, что в мелодике речи - начало мысли, в темпо-ритме -начало жизни, энергии, воли, а в тембре - начало чувства? И если бедна мелодика, то речь бессмысленна; беден темпо-ритм - она безжизненна; при бедном тембре - бесчувственна... Только единое понятие "формосодержание" делает звучащую со сцены речь эмоционально-воздействующей и целенаправленной на достижение поставленной задачи.
Речь о движении
Задачи тренинга речи в движении многообразны. Главное же -добиться свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий. При неудобных для звучания положениях тела (говоришь с запрокинутой головой, скрючившись, сидя на корточках, передвигаясь по-пластунски и т.д.), при сопровождении речи активными физическими движениями (пляской, фехтованием, дракой, борьбой, прыжками и т. д.) появляется мышечное напряжение в теле, одышка, которые отрицательно сказываются на качестве звучания речи, могут привести к болезням голосовых связок (несмыкание, дряблость, узелки). Необходимо владеть навыком снятия излишнего мышечного напряжения и не допускать одышки. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосо-речевой аппарат, значит владеть так называемым "изолированным сокращением мускулатуры"; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное (речевое), чтобы они не конфликтовали, уживались, т. е. чтобы не было кислородного голодания организма (одышки), а значит владеть навыком "сбрасывания" неиспользованного в фонации воздуха; 3) научиться координировать речь и движения, чтобы они помогали друг другу, а не мешали передавать суть происходящего
на сцене.
- Упражнение "Хватай мяч".
Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг:
Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!
Мяч скачет прямо в речку!
Держи его! Хватай!
Как только "увидели" эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием "Ай!"), отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, "хватаете мяч". Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически.
Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, расчлените движения и распределите текст таким образом:
-Аи! (Тело слегка вздрогнуло - увидели "мяч".)
— Ай-ай-ай-ай-ай! (Оторвалось от спинки стула.)
— Мяч скачет прямо в речку! (Вскочили со стула.)
— Держи его! (Бежите.)
— Хватай! (Нагибаетесь в броске за "мячом".) Сначала делайте упражнение неторопливо—добейтесь координации движения и речи: движения слегка опережают речь. Затем Убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук "не убегал" в высокие тона - в визг. Держитесь "центра" голоса, особенно в слове хватай".