Тема 4. Социально-психологические характеристики групп

Специфика социально-психологического исследования групп. Понятие группы в социальной психологии. Критерии различения реальных социальных групп. Группа как система и субъект деятельности. Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности, групповое мнение, групповые нормы, групповые цели, групповые ценности, групповая воля, групповое мышление и др. Осознание индивидом принадлежности к группе. Композиция и структура группы.

Групповые процессы; система санкций. Статус и позиция индивида в группе. Проблема классификации групп в социальной психологии. Условные и реальные группы; лабораторные и естественные; большие и малые; стихийные и устойчивые; становящиеся и развитые группы. Исследования групповой динамики. Закономерности групповой динамики. Законы гештальтпсихологии: доминирование целого над частями; объединение элементов в целое. Возникновение и развитие группы. Действие положительных и отрицательных сил в группе (К.Левин). Движение группы во времени. Взаимодействия и взаимоотношения членов группы. Внешние воздействия на группу.

Элементы групповой динамики: цели группы, нормы группы, структура группы, лидерство, сплоченность группы, фазы развития группы, создание подгрупп в группе, отношения личности с группой. Социальные роли членов группы. Факторы сплоченности группы: привлекательность членов группы; сходство взглядов членов группы; сходство отношения к групповым целям; характер взаимосвязи членов группы; удовлетворенность групповой деятельностью; характер руководства и принятия решений; структурные свойства группы; особенности межличностных отношений в группе; величина группы; престижность группы; соперничество с другими группами. Соотношение сплоченности и напряженности в группе.

Фазы развития группы: диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация. Параметрический подход к динамике группового развития (Л.И.Уманский). Двухфакторная модель групповой динамики Б.Такмена. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий; «идиосинкразический кредит» (Е.Холландер); психологический обмен. Группа как среда изменения поведения личности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить тезаурус понятий по данной теме.

2. Составить перечень экспериментов, посвященных изучению групповой динамики; указать год проведения, фамилии и инициалы исследователей – авторов этих экспериментов.

Литература: 2, 8-10, 16, 21, 32, 40, 59, 60, 69, 72, 80, 88, 89, 92, 107, 108, 111, 113-115, 121, 123, 141, 143, 144.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция академического типа, проблемная лекция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: