Сопереживание – способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание.
Цели:
- помощь в раскрытии, понимании собственных чувств и причин поведения;
- умение слушать, расширение возможностей общения;
- создание атмосферы безусловного принятия.
«Сопереживающие формулы»:
Я вижу, что ты_________________из-за того, что_________________.
Звучит так, как будто ты _____________, потому что______________.
Ты выглядишь___________________, потому что________________.
Может, ты____________________ из-за_________________________.
Похоже, что ты_________________ из-за________________________.
(чувства) (контекст)
Например: Я вижу, что ты опечален из-за того, что потерял любимый сборник стихов.
Упражнение. Вспомните ситуацию из недавнего прошлого, когда можно было выразить сопереживание и сформулируйте это.
Техника «Я-высказывания»
Попробуйте вместо «ты-сообщений», упреков и обвинений, оценочных интерпретаций поведения другого, вернуться к своим ощущениям, чувствам, потребностям в этой ситуации и выразить их с помощью «я-сообщений».
|
|
Функции я-высказываний:
- помогают другому понять и признать ваши чувства;
- создают возможность сообщить о своих чувствах другому без агрессии и не провоцируя конфликт;
- позволяют осознавать ответственность говорящего за свои желания, чувства и мнение;
- способствуют вежливому взаимодействию.
Четыре компонента Я-высказывания
1) | 2) | 3) | 4) |
Безоценочное описание поведения другого «Когда ты…» | Отражение своих чувств «я чувствую…» | Причина чувств «потому что…» | Предложение альтернативного поведения «Я хочу, чтобы ты сделал … или …» |
Например: «Когда ты не выполняешь домашнее задание, как обещал, я чувствую разочарование и возмущение, поскольку мне приходится заново повторять пройденное со всем классом. Я бы хотела, чтобы ты выполнял домашнее задание, как это принято в школе, дома после прогулки, либо, оставаясь, в группе продленного дня.
* Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М.: Стрингер, 1992.