Общие требования к руководителю

Считается, что продвижению «наверх», занятию руководящего поста помогают следующие качества-условия:

— умение работать с людьми;

— готовность рисковать и брать ответственность на себя;

— приобретение опыта руководящей работы до 35 лет (с возрастом сотруднику-исполнителю все труднее приобретать качества руководи­теля);

— способность «генерировать идеи»;

— умение при необходимости менять стиль управления;

— специальная управленческо-менеджерская подготовка;

— поддержка и понимание семьи.

Если перечисленные качества помогают специалисту стать руководителем, то быть успешным лидером - завучем, дирек­тором школы, гимназии, заведующим районо он может при наличии следующих свойств, умений и навыков:

— высокой коммуникабельности;

— умения управлять людьми, влиять на них;

— умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;

— способности самостоятельно принимать решения;

— аналитических способностей;

— гибкого поведения;

— умения правильно распределять время — свое и подчиненных;

— знания своего дела.

Соответствие этим требованиям и создает руководителю ав­торитет - признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников под­чиняться ему не по обязанности, а по личной склонности.

Однако наличие у руководителя авторитета еще не определяет благополучия и эффективности отношений «по вертикали». Многое здесь зависит от стиля руководства. Основные стили руководства — директивный и коллегиальный (табл. 1).

Отражением представлений о стилях руководства выступают две модели управления школой — авторитарная и демократическая гуманистическая).

Для авторитарной характерны:

• жесткая система руководства, опирающаяся на принужде­ние,

• приверженность исполнительскому стилю работы;

•бюрократическая требовательность, наведение «порядка»;

• требование безоговорочного подчинения - и от учителей, и от учеников;

• консервативность, сохранение стереотипов в работе.

Таблица 1.

Директивный стиль Коллегиальный стиль
Базируется на принципах авторитарной этики, стремлении к единовластию. Базируется на принципах гуманистической этики и демократии.
Жестко регламентирует задачи и методы деятельности подчиненных. В решении производственных задач подчиненным предоставляется свобода, хотя последнее слово остается руководителем.
Решение вопросов осуществляется централизованно и авторитарно. Предпочитается коллегиальное решение вопросов, информирование сотрудников, определение общих целей и задач, делегирование полномочий
Предпочтение отдается не самостоятельно мыслящим сотрудникам, а верным и преданным исполнителям. В первую очередь оценивается профессионализм сотрудника, затем его личные качества и отношения.
Возможно безжалостное подавление инициативы и творческой мысли. Стимулируется развитие инициативы и творчества сотрудников.
Характерна мелочная опека, стремление к сверхконтролю, желание лично отвечать за все. Отсутствие мелочной опеки и контроля, предоставление самостоятельности.
Выше всего ценится формальная дисциплина и идеальный порядок. Служебные дисциплина и порядок не самоцель, а средство.
Проявляются бестактность, грубость, склонность к произволу. Применяется принцип свободной дискуссии и взаимной критики.
Соблюдается дистанция и официальная форма общения с подчиненными, ведущая к отчуждению. Наблюдается стремление к созданию в коллективе обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Демократическая модель отличается:

• признанием права учителей и учеников на собственную точку зрения;

• поощрением творчества, поиска нового;

• признанием права учителя на самостоятельность и независимость;

• демократичностью общения - и «по вертикали», и «по горизонтали».

Существует еще один стиль руководства - разрешительны (или либеральный). Для него характерно:

- вопросы управления передаются подчиненным;

- руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов;

- руководитель стремится избежать оценки работы подчиненных (и похвалы, и критики), не замечает нарушений, не высказывает запретов;

- практикуется постоянная ссылка на распоряжения вышестоящих инстанций, стремление избежать ответственности и риска.

Признавая необходимость и актуальность демократизации школьной жизни, многие учителя, особенно директора школ и завучи, отстаивают, к сожалению, правомерность авторитар­ного стиля общения в школе, мотивируя это тем, что сегодняш­ниедети идаже учителя еще не готовы к демократическим пе­ременам. Но где же, как не в школе, готовя детейк жизни, прививать им новые навыки общения? Ждать, пока созреет общество?Но будущее общество — этонаши сегодняшние дети. И если сегодня в школе мы будем продолжать репродуцировать авторитарный стиль отношений, то общество, а значит, и школа никогда не станут демократичными.

Конечно, приведенные характеристики схематичны и односторонни. В реальной действительности все гораздо сложнее. Поэтому, будучи приверженным конкретному стилю управле­ния, руководитель должен иметь в виду, что, во-первых, у каждого стиля есть свои плюсы иминусы, и,используя плюсы дан­ногостиля, он должен избегать минусов; и во-вторых, самое оптимальное — в зависимости от ситуации уметь менять стили управления, т.е. обладать необходимой гибкостью в руководстве коллективом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: