Раздел II. Эстетика

Тема 10. Предмет, структура и основные категории эстетики

Термин «эстетика» и формулировка предмета эстетики. Термин «эстетика». А.Г Баумгартен: эстетика как учение о чувстве. Явления прекрасного и искусства как сфера наивысшего проявления красоты. Предмет эстетики: человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. Целостное восприятие мира. Универсальность мышления в образах. Эстетическое воспитание. Нередуцируемость эстетического к морально-нравственному аспекту.

Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности. Индивидуальное и всеобщее. Специфика искусства: развитие всеобщей универсальной человеческой способности. Эстетическая чувственность и рациональное сознание.

Факторы, влияющие на становление предмета эстетики.Философские основания эстетики и историческая динамика изменения представлений о предмете, назначении и функциях эстетики. Методы эстетического исследования.

Основные разделы эстетики.История эстетики. Проблема периодизации. Вычленение предмета эстетики, формирование её как гуманитарной науки – основной критерий периодизации. Основные этапы истории эстетики. Теория эстетики. Эстетическая деятельность (её виды); эстетическое сознание (его структура). Искусство и дизайн. Специфика искусства. Эстетическая культура современного общества.

Понятийное дифференцирование эстетических категорий. Системность, историческая динамика и иерархия эстетических категорий. Эмоциональная значимость эстетических категорий. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. Героическое и антигероическое. Трагическое и комическое. Поэтическое и прозаическое.

Тема 11. Эстетика Античности

Особенности развития античной культуры и эстетики. Космологическая эстетика (ранняя классика). Антропологическая эстетика (средняя классика). Эйдологическая эстетика (высокая классика). Эстетика эллинизма. Аполлоновское (светлое, рациональное) и дионисийское (темное, экстатическое, иррациональное) начала. Пифагор.Эстетика средней классики (антропологическая) (софисты и Сократ).Антропологическая эстетика: интерес к человеку. Софисты. Сократ. Прекрасное – идеальное: самостоятельность разумного, идеального. Прекрасное и благо. Различение образа и первообраза в искусстве. Подражание.

Эстетика Платона.Прекрасное. Философская концепция о видах, идеях вещей. Постижение прекрасного: интеллектуальная интуиция и припоминание. Ступени постижения прекрасного. Искусство – подражание миру чувственных вещей. Теория художественного творчества.

Эстетика Аристотеля.Искусство как человеческая деятельность. Подражание – изображение общего, в определенном смысле – типического, предполагает систему, ансамбль. Катарсис.

Синтезно-символический характер эстетики эллинистического периода. Неоплатонизм. Плотин. Сверхчувственный и чувственный мир. Доступность прекрасного чувствам.

Тема 12. Эстетика Средневековья и Возрождения

Особенности византийской эстетики (источники, проблемы, представители).Особенности византийской культуры. Значение Библии и трудов отцов церкви. Псевдо-Дионисий Ареопагит и его творения. Теологические проблемы. Григорий Богослов. Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Основные понятия византийской эстетики (прекрасное, свет, цвет, теория символа, теория иконы).Прекрасное. Антиномия: трансцендентное - имманентное. Бог - абсолютная, трансцендентная красота. Двойственное отношение к материальной красоте. Свет. Мистика света. Исихазм и его влияние на византийскую эстетику. Григорий Палама. Цвет. Цветовая символика иконы. Теория символа. Влияние теории символа Александрийской школы. Динамические и статические символы по Псевдо-Ареопагиту. Сходные и несходные образы. Теория иконы. Борьба иконопочитателей и иконоборцев. Теория иконы Иоанна Дамаскина. Различие искусства слова (Евангелие) и живописных образов.

Эстетическая мысль патристики, формирование христианского искусства и культуры. Христианский эстетический канон и его критерии.

Влияние Августина Аврелия на эстетику средневековья. Термин «романский стиль». Доминирующий вид искусства: архитектура; рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Скульптура, её связь с архитектурой и назначение. Книжная миниатюра.

Готический стиль. История термина. Ф. Брунеллески, Рафаэль и отношение к готическому искусству. Готика как выражение религиозного сознания эпохи. Смягчение аскетических идеалов, культ Богоматери. Индивидуализация характера образов. Доминирующий вид искусства. Собор. Особенности готической архитектуры.

Периодизация истории Возрождения: Проторенессанс, раннее Возрождение, высокое Возрождение. Значение городов. Возрождение как обращение к античности. Дж. Вазари. Возрождение как эмансипация человека. Элитарный характер культуры. Античность как мировоззренческая опора. Возрожденческий неоплатонизм. Ориентация на человеческие чувства. Противоречивость культуры Возрождения. Основные принципы эстетики Возрождения. Истоки трагизма творчества художников Возрождения. Высокая социальная ценность искусства. Искусство как наиболее совершенный способ постижения мира. Логическая организация пространства. Отношение искусства к действительности. Проблема общего и единичного в художественном образе. Способ художественного обобщения в эстетике Возрождения. Маньеризм как эстетическая стратегия «завершения стиля» великих мастеров.

Северное Возрождение и его особенности. Источники возрожденческих идей - готика и религиозное обновление. Протестантизм. Нидерландское искусство. Ян Ван Эйк. И. Босх. Интуитивность перспективы. Интерес к безобразному, нарушение пропорций, типизация, раздробленность, самобытность и уникальность, ограниченный пространственный интерьер, отблеск красоты в обычном, экспрессивность.

Тема 13. Эстетика Нового времени и Просвещения

Причины появления барокко. История и многозначность термина барокко. Теоретики барокко: Дж. Марино, М. Перегрини, Э. Тезауро.

Основные принципы барокко. Остроумие (использование метафоры, иносказания, символа), гениальность (вдохновение), внутренняя противоречивость бытия (Б. Паскаль), субъективный характер прекрасного (связь красоты с воспринимающим субъектом). Искусство барокко. Пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, лаконичность. Дж. Л. Бернини. Ф. Борромини. Караваджо. П. Рубенс.

Термин «классицизм». Французский классицизм. Влияние Ренессанса. Влияние философских методов картезианства. Античность как идеал. Основные принципы классицизма. Рассудочность; эстетические правила классицизма (по Н. Буало)). Три единства (места, времени, действия). Иерархия жанров. Комедия как комедия характеров. Идеальная типизация Гармония общественного и личного

Термин «романтизм» и основные причины появления романтизма. Термин «романтизм». Самобытность и оригинальность культуры любого народа. Герменевтика. Романтизм как мироощущение. Индивидуализм, гуманизм, проблема исчерпанности просвещенческого типа человека. Эстетика немецкого романтизма (Вакенродер, Новалис, Тик, бр. Шлегели).

Тема 14. Эстетическая мысль XIX-XXI вв.

Эстетика И. Канта. Эстетика Ф. В. Й. Шеллинга. Эстетические взгляды И. Г. Фихте. Эстетика Г. В. Ф. Гегеля – теория искусства. Философия воли и жизни, символизм и реализм в искусстве и эстетике. Жан Поль (многообразие сил гения; обыденная и божественная рассудительность; рассудок и энтузиазм; бессознательность; дар предсказания будущего; дух и стиль), А. Шопенгауэр (вневременность гениальности), Ф. Ницше (противопоставленность массе). Марксистская эстетика. Эстетические взгляды Вл. С. Соловьева. Русская эстетика и художественная критика XIX–начала XX вв. Русский авангард.

Эстетика реализма в искусстве XIX в. Эстетика символизма. Декаданс и его влияние на изменение эстетической ситуации. Интуитивистская эстетика (Бенедетто Кроче) - единая наука о выражении. Эстетическая эмпирическая классификация. Эстетический факт как форма. Стиль «модерн».

Психоаналитическая эстетика. Роль неосознанных составляющих человеческой психики в художественном творчестве. Структура психики. Роль сублимации. Эстетика сюрреализма.

Феноменологическая эстетика. Эстетика экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда.

Структуралистская эстетика. Эстетика модернизма. Эстетика авангардизма. Эстетика постмодернизма.

Идеологические поиски и противостояние в эстетике. Проблема конформизма и ангажированности в эстетике. От реализма к беспредметности, абстракционизму и «вещности» искусства и артефакту и искусству как акции. Омассовление искусства и противостояние массового искусства народному и высокому искусству. Искусство повседневности в эстетике постмодернизма.

Футурология искусства.Футурология искусства – при непредсказуемости художественного мира и художественного направления. Прогнозы и планы развития художественной культуры. Предмет и методы футурологии искусства.

Тема 15. Специфика художественного творчества и прикладная эстетика

Эстетический вкус как характеристика духовного развития личности. Эстетическая оценка как оценка чувственного восприятия; различие «приятного» и «прекрасного». Две основные черты эстетической оценки: общезначимость (обязательность согласия всех) и невыразимость в рациональной форме. Понятие эстетического идеала как представление о совершенной жизни человека в совершенном мире. Взаимосвязь этического и эстетического идеала. Выражение соответствия эстетическому идеалу в эстетических категориях и их системах. Изменчивость эстетического идеала в истории.

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира.

Виды искусства – исторически сложившиеся, устойчивые формы существования и развития искусства, отличаются по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим выразительным средствам. Каждый имеет собственные роды и жанры (внутренние разновидности).

Архитектура (лат. architectura от др.-греч. αρχι - старший, главный и др.-греч. τέκτων - строитель, плотник) - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: графика, живопись, скульптура.

Графика (греч. γραφικος - письменный, от греч. γραφω - пишу) – вид изобразительного искусства, опирающийся на использование линий, штрихов, пятен и точек, что прежде всего имеет отношение к рисунку и художественным печатным произведениям (гравюрам, литографиям).

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

Литература (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Литература подразделяется на художественную, учебную, историческую, научную, справочную.

Основные жанры: лирика, драма, эпос, эпопея, новелла, повесть (рассказ), роман, баллада, поэма.

Музыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.

Хореография (от др.-греч. χορεία -танец, хоровод и γράφω - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Театр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу) - зрелищный вид искусства, художественно осваивающий мир через синтезное драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Фотография ((фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος - свет и γραφω - пишу; светопись - техника рисования светом) - искусство получения фотоснимков, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Кино (от греч. κινημα, род. п. κινηματος - движение и греч. γραφω - писать, рисовать; то есть «записывающий движение») - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности.

Тема 16. Искусство и эстетика современной цивилизации

Предистория технико-эстетической мысли. Техника и искусство Теоретико-информативная эстетика. Особенности эстетической информации – её гедонистический потенциал; её отношение к помехам; её код и смысл; Её избыточность; условия онтологии произведения. Теоретико-коммуникативная эстетика, социокоммуникативная эстетика. Проблемы: распространение идей и роль средств массовой информации в цикличности их творческого обращения; «мозаичность культуры» эпохи массовой коммуникации; зависимость культуры от средств её передачи.

Техническая (индустриальная эстетика) и её требования. Теория дизайна и теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения. Сочетание утилитарных и эстетических качеств. Дизайн как эстетическая стратегия. Эстетическое моделирование в информационно-технической и виртуальной среде. Эстетика информационной реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: