В 70-е годы социальная работа в общине определялась концепцией сопричастности.
Методы понимались уже не только как структурированные виды помощи в работе с клиентом, но также и как форма самопомощи, которая делает возможной разработку проблемы с учетом собственной ответственности клиента.
Самовоздействие рефлексировалось в группах самостоятельного опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах альтернативной супервизии с учетом конкретной ситуации. Все это позволило развить новые формы кооперации «социальный работник - клиент».
Вновь открытое понятие «социального» в социальной работе и критика медико-попечительской парадигмы способствовали возникновению новых вопросов относительно методических концепций (технологий). В концепции «Ведение диалога»[13] преодолевались индивидуалистические ориентации и проблемные обоснования в случаях предоставления единовременной помощи. Модель жизненного пространства[14] была введена как относительная система, а диалог использовался как средство экологической разработки конфликта[15]. Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе состоит не в приспосабливании клиента к своим жизненным обстоятельствам, но в эмансипации его индивидуальных и социальных наклонностей.
|
|
Развивающиеся на этой основе комплексный подход к решению проблемы[16], концепция социально-педагогического воздействия[17], стратегия вмешательства[18] и формирующаяся теория действия, объединяющая в себе проблемные и технологические подходы[19], стали новыми важнейшими вехами на пути развития интегративных концепций.
Швеция
Подходы к модели единой теории социальной работы предприняты шведскими учеными Г. Берлнер и Л. Юнссон. Согласно этим подходам, социальная работа – это прикладная наука, в основе которой лежит действие. Теория действия и аналитические подходы о социуме и человеке должны интегрироваться в единую теорию, позволяющую не только находить способы помощи клиенту, но и объяснять тот эффект, который достигается в результате терапевтической деятельности социального работника.
Отвечающей таким требованиям, по мнению данных исследователей, является теория социально-психологической работы, которая должна стать инструментом анализа и действия. Такая теория должна включать в себя следующие компоненты:
· объяснение;
· понимание;
· инструментальный анализ;
· императивный аспект;
· способность к развитию.
Рассматривая теорию социально-психологической работы как интегративную теорию, они определили важнейшие вопросы в подходах к социальной работе - выбор базовых теорий и проблемы эклектизма.
|
|
Согласно подходам авторов, базовыми теориями в социально-психологической работе должны стать общая теория систем и теория психодинамики. Обе эти теории отвечают главным требованиям: объяснению и пониманию, а также они являются моделями терапевтической деятельности. Общая теория систем и теория психодинамики позволяют использовать их для описания феноменов на индивидуально-групповом уровне, а также объяснять всю совокупность или социальные связи, которые окружают клиента.
Эклектизм, применительно к данной теории, ими рассматривается как соединение идей, понятий из различных теорий для образования новой теории. Однако они считают, что проверенное на практике понятийное целое субтеории должно отвечать требованиям, предъявляемым к анализу и помощи в практической деятельности, именно только в этом случае она соответствует философии социальной работы[20].
Таким образом, социальная работа претерпевает культурно-исторические изменения в процессе становления границ ее познания. Мы видели, как расширялась практика осмысления социальных феноменов, как появлялись теоретические конструкты и принципы социальной работы, как в процессе развития теории социальной работы оформляется ее научная парадигма.