По горизонтали (по сферам общественных отношений):
• Отраслевое законодательство содержит нормы, регулирующие качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права (земельное, семейное законодательство).
• Внутриотраслевое законодательство содержит нормы подотрасли или института права, регулирующих разновидности отраслевых правоотношений (авторское в составе гражданского)
• Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, регулирующих различные по своему содержанию общественные отношения, составляющие самостоятельную сферу общественной деятельности (хозяйственное, транспортное, военное).
По вертикали (по уровню юридической силы, в зависимости от органа, государственной власти, издавшего нормативный акт):
• Парламентские законы
• Нормативные указы главы государства (Президента)
• Постановления Правительства
• Нормативные акты министерств и ведомств
• Нормативные акты муниципальных органов власти.
Соотношение системы права и системы законодательства:
- отрасль зак-ва может совпадать с отраслью права (например: гражданское, трудовое право и т.д.);
- отрасль зак-ва может совпадать с подотраслью права с добавлением юр. институтов и обособленных. норм из других отраслей;
- комплексные отрасли законодательства (например, законодательство о капитальном строительстве).
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Данные понятия необходимо различать по след. основаниям:
1) если первичным элементом системы права явл. норма, то первичными элементом законодательства – НА;
2) система права выступает в качестве - содержания, система законодательства – в качестве формы;
3) СП складывается в соответствии с существующими общ-ми отношениями, то СЗ – субъективна, зависит от законодателя;
4) СП имеет первичный характер, СЗ – производный;
5) СП – имеет только отраслевое строение, СЗ – имеет еще и федеративное, иерархическое;
6) СП и СЗ различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности; а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.
Но, и то и другое определяются социальными факторами экономическими, политическими, духовно-культурными и др.