Раздел «Социология»
ЧАСТЬ А
При выполнении заданий A1 – A20 обведите кружком номер правильного ответа.
Одним из способов преодоления негативных последствий социального неравенства в современном обществе служит
1)
| судебное преследование владельцев крупных состояний
|
2)
| наложение запрета на получение сверхприбыли
|
3)
| ограничение на проживание неимущего населения в городах
|
4)
| выделение адресных льгот социально незащищенным слоям населения
|
Характерным признаком данного типа группа выступают общность исторического опыта, языка и культурных традиций. О какой социальной группе идет речь?
1)
| этносе
|
2)
| сословии
|
3)
| электорате
|
4)
| конфессии
|
Какой тип социальной дифференциации характерен для традиционного общества?
1)
| классы, слои
|
2)
| страты, курии
|
3)
| касты, сословия
|
4)
| партии, движения
|
Отличительные признаки группы – наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. О какой группе идет речь?
1)
| неформальной
|
2)
| референтной
|
3)
| малой
|
4)
| этнической
|
К историческим разновидностям этнических общностей относят
1)
| государства
|
2)
| народности
|
3)
| сословия
|
4)
| конфессии
|
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А) Отношения между членами всех социальных групп должны фиксироваться в письменной форме в определенных документах.
Б) Ряд групп, занимающихся деструктивной, криминальной деятельностью, направленной на разрушение существующих общественных структур и отношений, принято считать асоциальными.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?
1)
| Человек последовательно отстаивает свои принципы и, даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.
|
2)
| Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на прямой конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне ее, чем уступит себе.
|
3)
| Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким как все.
|
4)
| Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.
|
Французский маршал Иоаким Мюрат родился в семье трактирщика. Путь к карьере открыла для него Великая французская революция. В 1796 г. он стал бригадным генералом в возрасте 29 лет. В 1804 г. Наполеон Бонапарт возвел его в маршалы. Позднее он стал герцогом Клевским и Неаполитанским королем. Какой институт социальной мобильности позволил Нею сделать карьеру?
1)
| работа в государственном аппарате
|
2)
| поддержка со стороны семьи, родственников
|
3)
| парламентская деятельность
|
4)
| служба в действующей армии
|
Для какой из форм социальной мобильности характерны признаки: групповая мобильность, связанная с переменой местожительства?
1)
| девиация
|
2)
| миграция
|
3)
| ассимиляция
|
4)
| карьера
|
Социологические службы страны Д. на протяжении последних 10 лет (в 2000, 2005 и 2010 г.) проводили опрос среди граждан. Респондентам (гражданам, участвующим в опросах), был задан вопрос: «В какой степени Вы ощущаете свою принадлежность к своему этносу?»
По итогам опроса была составлена диаграмма:
Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?
1)
| Возрастает интерес к изучению родных языков малых народов, сохранению культурных традиций.
|
2)
| Сократилось число тех граждан, которые утратили связи со своими этносами и не осознают своей национальной идентичности.
|
3)
| Большинство опрошенных граждан неизменно соблюдает свои национальные традиции и праздники.
|
4)
| Выявилась опасная тенденция сокращения распространения и использования в быту, в повседневной жизни родных языков.
|
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А) Социальный контроль осуществляется как посредством применения к личности определенных требований, выработанных обществом, так и посредством требований личности к самой себе.
Б) Методы и способы социального контроля трансформируются в ходе исторического развития, одним из векторов их эволюции становится возрастание роли и значения самоконтроля.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
Среди основных форм социальной мобильности ученые выделяют горизонтальную и вертикальную. Какой из приведенных примеров иллюстрирует вертикальную социальную мобильность?
1)
| Молодой чиновник сделал головокружительную карьеру, быстро поднявшись от специалиста отдела министерства до начальника управления
|
2)
| Сотрудник банка, операционист-кассир был переведен в новое отделение банка.
|
3)
| Владелец крупной сети салонов мобильной связи открыл филиалы своей фирмы в двух провинциальных городах страны.
|
4)
| Воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому
|
Что включается учеными-социологами в понятие «социальная роль»?
1)
| оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.
|
2)
| ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением.
|
3)
| изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.
|
4)
| положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.
|
Среди ролевого набора личности можно выделить роли, которые в равной мере могут исполняться как взрослыми, так и подростками. Какой пример соответствует подобной универсальной социальной роли?
1)
| кандидат в депутаты муниципального собрания
|
2)
| выпускник престижного вуза
|
3)
| воспитанник детского дома
|
4)
| владелец коллекции марок
|
Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. В каждый момент своей жизни человек одновременно исполняет целый набор социальных ролей.
Б. Исполнение определенных социальных ролей может привести к личностно-ролевому конфликту, в условиях которого личные принципы человека противоречат ролевым установкам.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
В стране Д. в период с 1980 по 2010 гг. социологические службы изучали изменения в численности наиболее значимых профессиональных групп в социальной структуре общества.
Полученные в результате исследования результаты (в %) были обобщены в диаграмме:
Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?
1)
| к числу растущих групп населения можно отнести работников, занятых в сельском хозяйстве
|
2)
| в наибольшей степени возросла численность средней интеллигенции (педагогов, инженеров, врачей)
|
3)
| практически не изменилась численность «синих воротничков» (промышленных рабочих)
|
4)
| в наибольшей степени возросла численность занятых в сфере услуг и предпринимательские круги
|
В стране А. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20-30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какие профессии Вам представляются наиболее престижными?»
Результаты опроса (в %) представлены на диаграмме:
Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?
1)
| среди профессий-аутсайдеров молодое поколение отмечает профессию госслужащего.
|
2)
| представители молодого поколения, в большей степени, чем представители старшего, уважают профессии учителя и врача.
|
3)
| и старшее поколение, и молодежь наиболее престижной профессией считают профессию коммерсанта, занятие бизнесом
|
4)
| профессии нотариуса, юриста и адвоката лидируют по степени престижности и у старшего поколения и у молодежи.
|
Верны ли следующие суждения о молодежи как социальной группе?
А) Молодежь является особой социальной группой, для которой характерно стремление к перемене статуса, активному освоению новых социальных ролей.
Б) Для молодежи в наиболее обостренной форме может протекать конфликт, связанный с противоречием между социальными ожиданиями и реальными возможностями.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
В стране В. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20-30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) было предложено продолжить фразу: «Ваших ежегодных доходов вполне достаточно для того, чтобы…»
Результаты опроса (в %) представлены в таблице:
Варианты продолжения фразы:
| молодежь
| старшее поколение
|
приобрести новую квартиру
|
|
|
приобрести дачный участок с домом
|
|
|
приобрести новый автомобиль
|
|
|
оформить ипотечный кредит на покупку жилья
|
|
|
приобрести новый компьютер, электронику и бытовую технику, отдохнуть на море
|
|
|
приобрести новую одежду и нормально питаться
|
|
|
едва хватает на покупку продуктов и оплату коммунальных услуг
|
|
|
Какие выводы можно сделать на основании данной статистической информации?
1)
| почти треть опрошенной молодежи не может заработать на продукты питания и оплату коммунальных услуг
|
2)
| среди представителей молодого поколения в два раза больше тех, кто может приобрести дачный дом, чем среди людей старшего возраста
|
3)
| подавляющее большинство среди обеих групп опрошенных способны приобрести новый автомобиль
|
4)
| четверть опрошенных представителей старшего поколения способна оформить кредит на покупку жилья
|
Семья Л. состоит из шести человек: муж, жена и четверо детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья относится к патриархальному типу?
1)
| Д. владеют двухэтажным семикомнатным домом в черте города.
|
2)
| Глава семьи руководит крупным оборонным предприятием.
|
3)
| Семье принадлежат два легковых автомобиля: городской и внедорожник.
|
4)
| В семье четко разделены обязанности: муж — кормилец, жена — хозяйка.
|
Семья А. владеет однокомнатной квартирой в спальном районе города. У нее есть автомобиль, на котором семья регулярно совершает загородные поездки. Какой признак позволит определить семью А. как нуклеарную(ядерную)?
1)
| В семье четко разделены обязанности: муж — кормилец, жена — хозяйка..
|
2)
| Семья обладает большим количеством родственников, к которым ходит в гости.
|
3)
| В состав семьи входят муж, жена и ребенок.
|
4)
| Муж работает на одном из предприятий города в должности менеджера, жена – медицинская сестра в больнице.
|
Дядя, владелец сети отелей на Эгейском побережье Турции, устроил своего племянника, студента филологического вуза, в один из отелей на должность менеджера на период летних каникул, чтобы молодой человек приобрел языковую практику и практику работы в туристическом бизнесе. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведенным примером?
1)
| социального контроля
|
2)
| социально-статусную
|
3)
| эмоционально-психологическую
|
4)
| рекреационную (досуговую)
|
Гражданский брак отличается от узаконенного тем, что
1)
| отношения супругов основываются на взаимном уважении.
|
2)
| каждый супруг самостоятельно распоряжается своим заработком.
|
3)
| супруги не зарегистрировали свои отношения в органах ЗАГСа.
|
4)
| в семье четко разделены обязанности и распределен домашний труд.
|
Верны ли следующие суждения о семье?
А) Семья организует совместную трудовую деятельность всех членов семьи в домашнем хозяйстве.
Б) Важной функцией семьи является организация свободного времени ее членов.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
В обществе действуют различные социальные нормы. Какой из приведенных примеров иллюстрирует проявление такой социальной нормы, как обычай?
1)
| При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.
|
2)
| На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).
|
3)
| В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.
|
4)
| Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.
|
В обществе действуют различные социальные нормы. Какой признак характерен для норм морали?
1)
| гарантированность государственными органами
|
2)
| обеспеченность силой общественного мнения
|
3)
| закрепленность в документах, обладающих общеобязательной силой
|
4)
| соответствие представлениям людей о прекрасном и безобразном
|
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А) Социальные нормы включают в себя как универсальные, неизменные с течением времени, так и конкретно исторические правила поведения.
Б) Социальные нормы обеспечиваются представлениями людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, силой государства, общественным мнением.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
Людей, находящихся на социальном дне, часто ведущих асоциальный образ жизни, называют
1)
| люмпенами
|
2)
| пролетариями
|
3)
| маргиналами
|
4)
| батраками
|
Демократическим принципом развития межнационального взаимодействия является –
1)
| возможность получения образования только на государственном языке
|
2)
| компактное поселение одних народов от других
|
3)
| гарантированное законом равенство представителей всех народов в правах
|
4)
| недопущение национальных меньшинств в государственные органы
|
Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А) Демократические принципы межнациональных отношений заключаются в равноправии представителей разных национальностей.
Б) В демократическом государстве каждый гражданин волен указывать этническую принадлежность по своему усмотрению.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
В обществе возникают конфликты на разных уровнях взаимодействия между людьми и их группами. Какой пример среди приведенных ситуаций иллюстрирует межличностный конфликт?
1)
| супруги после ссоры решили разъехаться и какое-то время пожить порознь.
|
2)
| между учащимися профильного юридического класса и обычного класса школы возник конфликт, приведший к ссоре.
|
3)
| учителя и администрация школы разошлись с представителями попечительского совета по вопросу о распределении внебюджетных средств
|
4)
| в студенческой группе возникли разногласия по вопросу о выборе спецкурсов по профильной дисциплине
|
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А) Одним из способов разрешения конфликта, находящегося в острой фазе может стать упразднение, ликвидация одной из противоборствующих сторон.
Б) Социальный конфликт способен сыграть позитивную роль в развитии общества, помочь отыскать решение назревших перед обществом сложных проблем.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
Одним из видов социальных конфликтов выступают трудовые конфликты, возникающие между работниками и работодателями. Ряд подобных конфликтов приводит к забастовкам (приостановлению работы и выступления рабочих с требованиями к работодателям и государству).
Ниже приведена диаграмма, отражающая ответы граждан страны Р. на вопрос: «Как вы относитесь к забастовкам?»
Проанализируйте данные диаграммы и найдите правильный ответ:
1)
| Около двух третей опрошенных полагают, что кроме забастовок нет других средств, чтобы отстоять свои интересы
|
2)
| Большинство опрошенных полагают, что забастовки – неэффективное средство борьба
|
3)
| Почти половина опрошенных признала забастовки в качестве вполне ординарного средства разрешения конфликтов
|
4)
| Треть опрошенных граждан считает, что без забастовочной борьбы в современных условиях не обойтись
|
В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
1)
| Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.
|
2)
| Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.
|
3)
| За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.
|
4)
| Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.
|
Какое из перечисленных понятий объединяет, обобщает по смыслу остальные?
1)
| грамота
|
2)
| похвала
|
3)
| премия
|
4)
| санкция
|
Каждый человек в обществе обладает рядом статусных ролей. Часть из них носит достигаемый характер, часть – предписанный. Предписанным статусом личности является статус
1)
| коммерсант
|
2)
| аристократ
|
3)
| гуманитарий
|
4)
| стихотворец
|
Верны ли следующие суждения о социальных санкциях?
А. Во многих жизненных ситуациях социальные санкции носят неформальный характер, к примеру, аплодисменты, улыбка или дружеская похвала.
Б. К неформальным негативным санкциям можно отнести объявление бойкота, отказ от поддержки дружеских отношений, даже отказ пожать протянутую руку.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|
К социальной сфере жизни общества относится институт
1)
| рынка
|
2)
| парламента
|
3)
| семьи
|
4)
| искусства
|
По данным, полученным в результате социологических исследований, в течение второй половины XX века срок начала трудовой деятельности у молодежи возрос в среднем с 17 до 25 лет. Укажите одну из причин подобного изменения.
1)
| снижение уровня материального благосостояния семей и необходимость вклада заработков молодежи в семейный бюджет
|
2)
| усложнение характера трудовой деятельности и связанное с этим увеличение срока профессионального обучения.
|
3)
| увеличение доли неквалифицированного ручного труда в крупной промышленности
|
4)
| сокращение сроков продолжительности жизни, ухудшение качества медицинского обслуживания
|
Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии социальной сферы?
А) В условиях информатизации и компьютеризации, усиления роли высоких технологий в социальной сфере возрастает численность работников наукоемких производств и сферы услуг.
Б) Ведущую роль в социальной сфере передовых стран мира играет многочисленный и влиятельный средний класс, включающий экономически независимых от государства людей.
1)
| верно только А
|
2)
| верно только Б
|
3)
| верны оба суждения
|
4)
| оба суждения неверны
|