Курсовая работа — это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя — научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.
Студенты выполняют одну курсовую работу по социальной педагогике. Им предоставляется возможность выбора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафедры педагогики.
Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения.
Можно выделить три этапа конструирования логики социально-педагогического исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
Первый этап (постановочный) - от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы.
Как правило, осуществляется по общей для всех исследований логической схеме: проблема - тема - объект - предмет - научные факты - исходная концепция - ведущая идея и замысел - гипотеза - задачи исследования.
Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.
Второй этап (собственно исследовательский) - логика работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна. Может включать: отбор методов - проверка гипотезы - конструирование предварительных выводов - их опробование и уточнение - построение заключительного вывода.
Третий этап (оформительско-внедренческий) – заключительный этап исследования. Его логика включает: апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.
В то же время необходимо иметь ввиду, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности студента.
Проделанная самостоятельная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями и представляется к защите. Порядок защиты определяется курсовой комиссией кафедры педагогики.