Карта ученика

Общие характеристики условий воспитания.

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

2. Год рождения, класс, школа _______________________________________

3. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1).

4. Характер дополнительной занятости (подчеркнуть нужное): учеба в системе дополнительного образования, на курсах, занятия в секциях, клубах;

работа (неполный день) на предприятии, в сфере обслуживания, случайная на улице, рынке.

5. Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в милиции (1).

6. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).

7. Отношение к учебе: заинтересованное (5), избирательно-заинтересованное (4), равнодушное (3), отрицательное (2), крайне отрицательное (1).

8. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей — бабушка, дедушка, другие родственники (1).

9. Количество детей семье _______________

10. Образование» родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).

11. Характеристика отношений в семье:

— семья ведет здоровый образ жизни (5);

— один из родителей склонен к выпивкам, скандалам (4);

— у родителей эпизодические запои, семейные скандалы (3);

— частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей (2);

— повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей (1).

12. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

— семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей (5);

— духовные потребности недооцениваются (4);

— для семьи характерна духовная, идейная индифферентность (3);

— преобладают стяжательские настроения (2);

— в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей (1).

13. Характер эмоциональных отношений в семье:

— атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки (5);

— отношения ровные, но без эмоциональной близости (4);

— эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность (3);

— эмоционально-холодные, отчужденные отношения (2);

— напряженно-конфликтные отношения (1).

14. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

— на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом коллекционирования, др. (5);

— досуговые группы с совместными формами отдыха и общения (4);

— общение на основе пустого времяпрепровождения (3);

— асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство (2);

— криминогенные группы, состоящие на учете в милиции за различные правонарушения; мелкие кражи, угоны, бродяжничество, др. (1),

Показатели социального развития подростка.

1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:

— профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду (1);

— планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности (2);

—планы неопределённые, иногда нереальные (3);

— планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии (4);

— профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней (5).

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

— отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия (1);

— к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых (2);

— отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, ради оценок (3);

— отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам (4);

— отношение увлеченное, сознательное, добросовестное (5).

3. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.):

— индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения (1);

— интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера (2);

— интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других (3);

— интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях (4);

— глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений (5).

4. Отношение к педагогическим воздействиям

— резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний (1);

— неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства(2);

— избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями (3);

— к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает (4);

— чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков (5).

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:

— бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе (1);

— к общественному осуждению относится равнодушно (2);

— внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива (3);

— с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением (4);

— развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи (5).

6. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:

— открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам (1);

— в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих (2);

— равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений (3);

— способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их (4);

— активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними (5).

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

— навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать (1);

— самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих (2);

— самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе (3);

— самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию (4);

—самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования (5).

8. Отношение к окружающим:

— проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным (1);

— способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других (2);

— равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами (3);

— сопереживание по отношению к близким, родным (4);

— высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь (5).

9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:

— использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях (1);

— слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения (2);

— стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д. (3);

— хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера(4);

— сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия (5).

10. Внешняя культура поведения:

— неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков общественного поведения (1);

— безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер (2);

— безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения (3);

— аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения (4);

— эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться (5).

11. Отношение к алкоголю:

— злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ (1);

— эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ (2);

— нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, токсические вещество (3);.

— осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя (4);

— активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией (5).

12. Отношение к курению:

— закрепившаяся привычка к курению (1);

— эпизодическое курение (2);

— воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей (3);

— осознанный, самостоятельный отказ от курения (4);

— активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей, (друзей) (5).

13. Отношение к сквернословию:

— сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых (1);

— эпизодическое сквернословие («по случаю») (2);

— избегание нецензурных выражений (3);

— активное неприятие сквернословия (4);

— высокая культура речи, богатый лингвистический запас (5).

Инструкция по использованию

Использовать в процессе изучения курса «Социальная педагогика» и в период практики в школе.

«Карта ученика» заполняется на основе наблюдения, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной среды общения окружающие.

Сделав карту, необходимо подсчитать очки по каждому из двух разделов отдельно. Дать интерпретацию данных и выделить наиболее важные проблемы в работе с учеником, предложить пути их решения.

Приложение 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: