Общие характеристики условий воспитания.
1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________
2. Год рождения, класс, школа _______________________________________
3. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1).
4. Характер дополнительной занятости (подчеркнуть нужное): учеба в системе дополнительного образования, на курсах, занятия в секциях, клубах;
работа (неполный день) на предприятии, в сфере обслуживания, случайная на улице, рынке.
5. Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в милиции (1).
6. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (1).
7. Отношение к учебе: заинтересованное (5), избирательно-заинтересованное (4), равнодушное (3), отрицательное (2), крайне отрицательное (1).
8. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей — бабушка, дедушка, другие родственники (1).
|
|
9. Количество детей семье _______________
10. Образование» родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).
11. Характеристика отношений в семье:
— семья ведет здоровый образ жизни (5);
— один из родителей склонен к выпивкам, скандалам (4);
— у родителей эпизодические запои, семейные скандалы (3);
— частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей (2);
— повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей (1).
12. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:
— семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей (5);
— духовные потребности недооцениваются (4);
— для семьи характерна духовная, идейная индифферентность (3);
— преобладают стяжательские настроения (2);
— в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей (1).
13. Характер эмоциональных отношений в семье:
— атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки (5);
— отношения ровные, но без эмоциональной близости (4);
— эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность (3);
— эмоционально-холодные, отчужденные отношения (2);
— напряженно-конфликтные отношения (1).
14. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:
— на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом коллекционирования, др. (5);
— досуговые группы с совместными формами отдыха и общения (4);
|
|
— общение на основе пустого времяпрепровождения (3);
— асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство (2);
— криминогенные группы, состоящие на учете в милиции за различные правонарушения; мелкие кражи, угоны, бродяжничество, др. (1),
Показатели социального развития подростка.
1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:
— профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду (1);
— планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности (2);
—планы неопределённые, иногда нереальные (3);
— планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии (4);
— профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней (5).
2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:
— отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия (1);
— к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых (2);
— отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, ради оценок (3);
— отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам (4);
— отношение увлеченное, сознательное, добросовестное (5).
3. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.):
— индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения (1);
— интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера (2);
— интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других (3);
— интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях (4);
— глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений (5).
4. Отношение к педагогическим воздействиям
— резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний (1);
— неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства(2);
— избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями (3);
— к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает (4);
— чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков (5).
5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
— бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе (1);
— к общественному осуждению относится равнодушно (2);
— внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива (3);
— с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением (4);
— развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи (5).
6. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:
— открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам (1);
— в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих (2);
— равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений (3);
— способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их (4);
|
|
— активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними (5).
7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
— навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать (1);
— самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих (2);
— самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе (3);
— самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию (4);
—самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования (5).
8. Отношение к окружающим:
— проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным (1);
— способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других (2);
— равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами (3);
— сопереживание по отношению к близким, родным (4);
— высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь (5).
9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
— использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях (1);
— слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения (2);
— стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д. (3);
— хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера(4);
— сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия (5).
10. Внешняя культура поведения:
— неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков общественного поведения (1);
— безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер (2);
|
|
— безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения (3);
— аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения (4);
— эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться (5).
11. Отношение к алкоголю:
— злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ (1);
— эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ (2);
— нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, токсические вещество (3);.
— осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя (4);
— активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией (5).
12. Отношение к курению:
— закрепившаяся привычка к курению (1);
— эпизодическое курение (2);
— воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей (3);
— осознанный, самостоятельный отказ от курения (4);
— активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей, (друзей) (5).
13. Отношение к сквернословию:
— сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых (1);
— эпизодическое сквернословие («по случаю») (2);
— избегание нецензурных выражений (3);
— активное неприятие сквернословия (4);
— высокая культура речи, богатый лингвистический запас (5).
Инструкция по использованию
Использовать в процессе изучения курса «Социальная педагогика» и в период практики в школе.
«Карта ученика» заполняется на основе наблюдения, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной среды общения окружающие.
Сделав карту, необходимо подсчитать очки по каждому из двух разделов отдельно. Дать интерпретацию данных и выделить наиболее важные проблемы в работе с учеником, предложить пути их решения.
Приложение 4.