Задачи с обязательными поставками
В качестве примера решения такой задачи рассмотрим исходные данные, приведенные в таблице 3.2.6.
Таблица 3.2.6 – Исходная транспортная таблица задачи с обязательными поставками
Запасы поставщиков | Потребности потребителей | ||||
B1 = 100 | B2 = 200 | B3 = 50 | B4 = 250 | B5 = 150 | |
Распределение перевозок | |||||
A1 = 200 | |||||
A2 = 150 | |||||
A3 = 225 | |||||
A4 = 175 | |||||
Пусть в силу определенных обстоятельств (например, госзаказ) поставщик А3, несмотря на фактические затраты, обязан поставить потребителю В4 не менее 100 единиц продукции. Исключим эту обязательную поставку из транспортной задачи (таблица 3.2.7).
Таблица 3.2.7 – Транспортная таблица с исключенными обязательными поставками
Запасы поставщиков | Потребности потребителей | ||||
B1 = 100 | B2 = 200 | B3 = 50 | B4 = 150 | B5 = 150 | |
Распределение перевозок | |||||
A1 = 200 | |||||
A2 = 150 | |||||
A3 = 125 | |||||
A4 = 175 | |||||
Затем решается обычная транспортная задача, но при определении суммарных затрат на перевозки необходимо учесть и затраты на обязательные поставки: 100 × 52 = 5200.
|
|
Задачи с запретами
В ряде случаев поставки по некоторым каналам оказываются недопустимыми. Это, например, могут быть условия технологии (предприятие, производящее продукцию на экспорт, не может потреблять сырье низкого качества), отсутствие у потребителя подходящей взлетно-посадочной полосы для приема воздушных транспортных средств и пр. Исходная транспортная таблица задачи с запретами, составленная методом наименьшего элемента, приведена в таблице 3.2.8.
Таблица 3.2.8 – Исходная транспортная таблица задачи с запретами, составленная методом наименьшего элемента
Запасы поставщиков | Потребности потребителей | ||||
B1 = 100 | B2 = 200 | B3 = 50 | B4 = 252 | B5 = 177 | |
Распределение перевозок | |||||
A1 = 227 | |||||
A2 = 152 | |||||
A3 = 225 | |||||
A4 = 175 | |||||
Пусть в силу некоторых обстоятельств поставки по каналу А1-В2 невозможны. Поставим в соответствующую клетку транспортной таблицы вместо реальной стоимости перевозки М (сколь угодно большое число, большее любого наперед заданного числа). Решаем эту задачу методом потенциалов так, как это было показано в разделе 3.2.3.2 (таблица 3.2.9).
|
|
Таблица 3.2.9 – Решение транспортной задачи (первая итерация)
Наибольшая по модулю разность между стоимостью и псевдостоимостью (оценка цикла) соответствует клетке А2-В2, для которой и составляем цикл. После перестановки по этому циклу 75 единиц продукции (минимальное число, стоящее в отрицательной вершине) получается новый план, представленный в таблице 3.2.10.
Таблица 3.2.10 – Решение транспортной задачи (вторая итерация)
Как видно из таблицы, объем перевозок по каналу с запретом уменьшился. Повторяем процедуры метода потенциалов. В результате получаем новую таблицу 3.2.11.
Таблица 3.2.11 – Решение транспортной задачи (после второй итерации)
Запасы поставщиков | Потребности потребителей | ||||
B1 = 100 | B2 = 200 | B3 = 50 | B4 = 252 | B5 = 177 | |
Распределение перевозок | |||||
A1 = 227 | M | ||||
A2 = 152 | |||||
A3 = 225 | |||||
A4 = 175 | |||||
В дальнейшем процесс решения происходит аналогично до тех пор, пока есть отрицательные оценки циклов.