Историческая справка. Одними из первых государств, которые стали осуществлять целенаправленную, организованную миграционную политику

Одними из первых государств, которые стали осуществлять целенаправленную, организованную миграционную политику, были финикийские царства. Наиболее развитые, сильные и богатые финикийские царства, такие, как Угарит, Гебал, Сидон и Тир, основали достаточно значительное количество колоний, в основном вдоль побережья Средиземного моря (на Кипре, в Сицилии, Сардинии, на юге современной Франции, в Испании и Северной Африке). Около 800г. до н. э. финикийцы основали самую крупную, самую известную и могущественную из своих колоний – Карт-хадашт (Новый город), по-гречески – Карфаген в Северной Африке, на территории современного Туниса[49].

Еще более активную миграционную политику, связанную с колонизацией новых территорий, проводили античные государства – полисы. Она подразумевала осуществление целого комплекса мероприятий и имела более значительные масштабы, чем финикийская колонизация.

Начало греческой колонизации охватывает период с VIII по VI вв. до н.э. Во многом она была продолжением переселений и расселений дорийских племен. В основе формирования греческой миграционной политики в форме колонизации лежал целый ряд причин экономического, политического, демографического и др. характера. Если в ранний период греческой колонизации, позднее получившей название «великой колонизации», переселения были эпизодическим явлением частного характера, результатом деятельности отдельных предприимчивых людей, то в более поздний период она стала делом государственной инициативы.

В ряде городов-полисов Древней Греции были введены должности ойкистов, чьи обязанности состояли в осуществлении мероприятий, связанных с устройством колоний и переселением в них жителей из метрополии, в качестве которой выступал город-полис.

В великой греческой колонизации принимали участие практически все крупные города-полисы. Колонизационное движение в основном развивалось в трех основных направлениях:

1) в западном направлении – вдоль побережья Италии и Сицилии и далее на запад (юг современной Франции и побережье Испании);

2) в южном направлении – по южному берегу Средиземного моря (в Северной Африке);

3) в северо-восточном направлении – вдоль побережья Геллеспонта, Пропонтиды и Понта Эвксинского (что соответствует современным названиям пролива Дарданеллы, Мраморного моря и Черного моря).

Колонии греков, которые распространились по всему побережью Средиземного, Мраморного и Черного морей, по выражению Цицерона, составили как бы кайму, пришитую к обширной ткани «варварских полей».

Наличием целого ряда особенностей характеризуется миграционная политика Древнего Рима.

Во-первых, миграционная политика Рима стала составной частью его внешней и внутренней политики. В ходе завоевания Италии (IV – III вв. до н. э.) для закрепления своего положения на тех или иных территориях римляне строили крепости, проводили к ним военные дороги, вдоль которых основывали мощные военные колонии. Так поступили римляне после разгрома самнитов, луканов и брутийцев. У них было отнято от трети до половины земли, на которой были устроены военные поселения – «колонии» из полноправных римских граждан и привилегированных «латинских союзников». То же произошло и после завоевания Южной Италии[50].

В последующее время политика по устройству колоний также имела широкое применение. Так, например, в период реформ Гая Гракха (123 –122 гг. до н. э.) среди прочих вопросов был поднят и вопрос об использовании провинций в интересах римских граждан. С этой целью приступили к основанию целого ряда колоний, среди которых была и колония Юнония на месте разрушенного Карфагена (однако вскоре сенат запретил основание этой колонии на «проклятой земле» Карфагена»).

Во-вторых, в Древнем Риме не только осуществляли мероприятия, связанные с организованным переселением собственно граждан Рима для освоения вновь присоединенных земель. Особенностью миграционной политики Древнего Рима является проведение мероприятий по переселению в страну представителей иных стран и народов. По мере ослабления государства Рим все чаще и чаще прибегал к приглашению варваров для защиты границ Римской империи от нападения других варварских племен. С этой целью им выделялись земли для поселения под условием являться в нужное время на военную службу и подготавливать к ней своих сыновей. Эти военные поселенцы получили название «федератов» («договорников»). Другой вид военных поселенцев, по большей части в приграничной зоне, носил название «летов» (laeti). Подобная форма миграционной политики впервые стала практиковаться во времена ослабления империи при императоре Марке Аврелии (161 – 180 гг. – годы правления), а при последующих императорах, особенно после смерти Александра Севера (222 – 235 гг. – годы правления), приобрела систематический характер[51].

В средние века в политику миграций населения и колонизации активно вторгаются религиозные мотивы, во многом определившие своеобразие миграционной политики многих государств Западной Европы, отличающие ее от политики переселений и колонизации античного периода. Наиболее ярким примером влияния, которое оказывали религиозные мотивы на формирование и осуществление миграционной политики многих европейских государств, было время крестовых походов (1096-1270 гг.), а также период реконкисты в Испании (VIII в. -.1492 г.).

В период крестовых походов европейскими завоевателями на территории Палестины, Сирии был создан целый ряд новых государственных образований: Иерусалимское королевство, графства Эдесса, Триполи, Антиохийское княжество. В ходе 4-го крестового похода, после захвата крестоносцами Константинополя, была создана Латинская империя. И хотя крестовые походы завершились неудачно для европейцев, к концу XIII в. они утратили все завоеванные в Палестине и Сирии территории, данный миграционный процесс сыграл важную роль в культурном развитии Европы.

Другим последствием крестовых походов стала еще большая активизация миграционных процессов, связанных со становлением национальных государств в Западной Европе. Кроме того, крестовые походы повлияли на процессы этнических миграций, что связано, прежде всего, с расселением еврейского населения в государствах Западной Европы. Отношение к ним европейских государей было двойственным. С одной стороны, монархи Европы постоянно нуждались в деньгах. Евреи, занимавшиеся торговлей, финансовыми операциями, организацией кредитно-банковских учреждений, их имели и ссужали государей Европы. С другой стороны, представители нарождавшейся европейской буржуазии проигрывали в конкурентной борьбе евреям в плане осуществления торговых и финансовых операций и монархи, как должники еврейских финансистов, испытывали враждебные чувства к представителям этого народа, исповедовавшего к тому же иную, чем местное население, религию. В этой связи появлялись указы об изгнании евреев из тех или иных европейских государств: в 1290 г. - указ короля Англии Эдуарда I об изгнании евреев из Англии, в 1306 г. евреи изгоняются из Франции. В значительной степени именно подобной остракистской миграционной политикой западноевропейских монархов объясняется переселение евреев в государства Восточной Европы, прежде всего на территорию Польши.

Подобным же образом религиозные мотивы определяли миграционную политику испанских монархов в ходе реконкисты в Испании. Уничтожение и выселение еврейского, арабского населения с отвоеванных земель сопровождало этот процесс.

Буржуазные революции нового времени вызвали к жизни новую миграционную политику. Она обусловила массовые переселения европейцев в Америку, Африку, Азию, Австралию, способствовала активизации внутренней миграции, прежде всего в таких крупных странах, как Россия, США, Британская империя. Важное место в миграционной политике европейских государств занимала колонизаторская политика, раздел сфер влияния между наиболее могущественными державами мира.

Как отмечает отечественный исследователь К.С. Гаджиев, европейская эмиграция Нового времени развертывалась и набирала темп в контексте наметившегося «закрытия» европейского пространства с точки зрения фактического исчерпания пределов и возможностей экстенсивного развития. Усиление в XV – XVI вв. Российской и оттоманской империй постепенно закрыло для Европы возможности экспансии на восток и на юг; в западном же направлении, снова «открытом» в результате реконкисты, она упиралась в воды Атлантического океана[52].

В результате завоеваний, переселений европейцами был образован целый ряд новых государств, заложены основы формирования новых наций на территории Америки, Австралии, Новой Зеландии, Африки. Количественные показатели дают возможность продемонстрировать, насколько масштабными были результаты этой миграционной политики. Например, только в результате политики британского правительства, направленной на сохранение Ирландии в составе Британской империи, на подавление освободительного движения на этом острове, за период с 1851 по 1901 гг. из Ирландии в США переселилось порядка 72 % жителей этого острова[53].

В период с 1846 по 1890 гг. Европу покидало в среднем 377 тыс. человек в год. В период с 1891 по 1910 гг. эта цифра в среднем составляла уже 911 тыс. человек в год. Всего же за период с 1846 по 1930 гг. Европу покинуло более 50 млн человек.

В настоящее время наблюдается обратный процесс. Если в Новое время правительства стран Западной Европы проводили миграционную политику, направленную на активизацию выезда своих граждан на постоянное место жительства в иные страны или в колонии, то со второй половины ХХ в. вектор миграционной политики изменяется на прямо противоположный. В основе этого лежит целый ряд причин. Во-первых, уже с 1970-х гг. практически во всех странах Западной Европы, Северной Америки снизился уровень суммарной фертильности (число детей на одну женщину детородного возраста). Для ФРГ он составлял – 1,35; Дании – 1,42; Нидерландов – 1,49; Швейцарии – 1,53; Австрии – 1,69; Норвегии – 1,71; Канады – 1,76; Великобритании – 1.82; США – 1,87; Франции – 1,94; Испании – 1,99[54].Таким образом, уровень рождаемости уже перестал достигать уровня простого воспроизводства, который равен 2,1. Положение не изменилось и в последующие годы.

Другая причина, заставившая правительства европейских стран пересмотреть свои взгляды на миграционную политику, состоит в старении населения Европы, Северной Америки и Японии. Так, средняя продолжительность жизни японцев составляет в настоящее время 76 лет, а японок – 82 года. По существующим прогнозам доля лиц в возрасте старше 65 лет (т.е. нетрудоспособного возраста) в общей численности населения развитых стран к 2040 г. составит до 22 %.

Подобные тенденции, характеризующие демографическую ситуацию в развитых странах мира, заставили правительства этих стран формировать миграционную политику, направленную на привлечение иммигрантов трудоспособного возраста, обладающих необходимой профессиональной квалификацией и проч., т.к. от успеха в ее проведении во многом зависит дальнейшее процветание этих стран.

Рассмотрим некоторые аспекты миграционной политики, проводимой развитыми странами мира в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: