СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КЛАССА
Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.
На каждом этапе экономического, социального и культурного развития общества классовое положение обусловливает объем и состав доступных им материальных и духовных благ, основное содержание их деятельности, их реальные возможности обладать теми или иными вещами. Содержание потребностей зависит от того, что имеет человек, представитель класса и чего ему недостает. Специфика его деятельности развивает в нем одни потребности и подавляет другие.
Интересы класса обусловлены положением класса yi в системе производственных отношений данного об- *L щества. Они могут различаться по степени зрелости, которая зависит от уровня развития объективных потребностей класса.
Существуют и другие факторы, например субъективные, которые могут влиять на них (например, степень зрелости других классов).
|
|
Классовые интересы нельзя сводить только к экономическим, она затрагивает всю совокупность институтов, норм и ценностей, действующих в данном обществе. Особо остро столкновение интересов различных классов проявляется в политической сфере, поскольку политические интересы - обобщенное выражение всех прочих интересов, в том числе и экономических.
Субъективная сторона интереса в том, что он представляет собой продукт деятельности психики и поэтому испытывает на себе влияние других элементов общественной психологии, в частности ценностей, норм поведения и др.