Оценка идей с точки зрения их важности и вклада в решение проблемы

3. Категоризация собранных идей: похожие идеи формулируются в одну идею; абсолютно нереальные/не важные удаляются. Оставшиеся чётко формулируются и вносятся в финальный список идей.

Основные правила: выжать максимальное количество идей, особенно необычных; критиковать только во время 2-го этапа; объединять лучшие идеи в 1, ещё лучшую; через ассоциации.

31 Качественные методы социальной психологии. Методические приемы и методики исследования (свободные и направленные ассоциации, завершение предложений, рисунка, аналогия, персонализация, психологический рисунок, ролевая игра, лепка, направленные мечты, коллаж и пр.).

Для качественных методов характерно представление информации в виде описаний, значений, вербальных характеристик Ассоциативные методики. В основе – ассоциации (связи, образующаяся между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, представлениями, идеями), при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого, связанного с ним Свободные – когда в ответ на предъявленный стимул респондент отвечает первым пришедшим в голову, его ответ ничем не ограничивается. Направленные – когда выбор предполагаемой реакции ограничивается заданными параметрами. Обычно сначала даются свободные ассоциации, а потом - направленные: 1 Образные ассоциации – респонденты выбирают иллюстрации, ассоциирующиеся с определённой характеристикой исследуемого объекта. Словесные – рядом с каким-то словом пишут ассоциацию с ним. Выявляется отношение к слову.

Аддитивные (методики дополнения) требуют завершения рисунка, рассказа и т.д.

Завершение предложения. Вниманию респондентов предлагают незаконченные предложения и просят придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первыми приходят в голову. Респондентам легче ориентироваться, выражать эмоции, взгляды и мотивы, но: метод не маскирует намерения исследователя. Незавершённые рисунки – респондентов просят дорисовать определённые детали на портрете человека (причёска, костюм и пр). Для выяснения портрета потребителя исследуемого продукта и т.д.

Проективные методики. В основе – механизм проекции: перенос неосознаваемых или сдерживаемых качеств, эмоций на что-либо другое. Приписывать другим свои недостатки. С помощью проективных тестов психолог вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации:

Коллаж: респондентам раздают иллюстрированные журналы (10—12 на группу) и просят выбрать иллюстрации, которые соответствуют представлениям об исследуемом объекте. Затем участники группы (целесообразнее поделить их на две подгруппы и дать контрастные задания, воплощают свое видение темы в коллаж, с помощью ножниц и клея размещая иллюстрации определенным образом на листе формата А1.

Направленные мечты: после обсуждения плюсов и минусов какой-то альтернативы респондентов просят описать свои фантазии и мечты, 1) играя в волшебную шляпу (палочку): палочка (шляпа) пускается по кругу, каждый участник надевает или берёт её, рассказывая свою фантазию или мечту на заданную тему; 2) представив путешествие по далёкой стране, где они находят волшебный ящик, а в нём – ответы на любые вопросы. Они открывают ящик и находят решение проблемы. Психологический рисунок: респонденты рисуют на заданную тему (объект исследования), потом интерпретируют изображение. Психолог анализирует преобладающие образы, цвета, персонажи, занятое пространство, завершённость, детализацию, композицию, размер и пр. и делает вывод об отношении респондента к объекту исследования.

Ролевая игра: мастер игры задаёт сюжет и мир игры; участники действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером роли и логикой среды; вместе создают сюжет или следуют уже созданному. Воспроизведение действий и отношений в реальной или выдуманной ситкации. Для обогащения чувств, накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков.

Персонализация – процесс изменения личностных смыслов и поведенческой активности человека в связи с «идеальным» образом в его сознании другого субъекта; б) существование личности за счет её «идеальной» представленности в сознании других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: