Практическая эстетика

6. Практическая эстетика. Эстетическое освоение мира в не собст­венно художественно-образной форме, не в форме искусства — сфера ин­тересов практической эстетики. Практическая эстетика — шестое про­блемное поле эстетики как науки. Это поле охватывает эстетические ас­пекты проблем природной среды, «второй» (рукотворной) природы, пове­дения людей и человеческих отношений (в частности, этикета), быта, на­учного творчества, спорта, карнавалов, праздников и массовых действий, обрядов, кулинарии, игр. Биосфера Земли, околоземное космическое про­странство, уже активно осваиваемое человеком, — все это также области реального или потенциального интереса практической эстетики.

Важность шестого проблемного поля эстетики отражают теоретиче­ские изыскания американского эстетика Томаса Манро (ХХ в.) в области классификации искусств. По его мнению, виды искусства — это не только литература, театр, живопись, музыка, но и животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, гастрономия, моделирование одежды, парикмахерское дело, татуировка. Всего он на­считывает около 400 видов! По Манро у искусства нет берегов. За этими представлениями — давняя традиция. На языке многих народов различ­ные виды человеческой деятельности назывались искусствами. У древ­них греков искусство и ремесло обозначались одним и тем же словом techne; первыми художниками были гончары, каменщики, плотники и другие люди труда, изготовлявшие практически необходимые вещи.

Точка зрения Т. Манро схожа со взглядами Фараби (870-950), писавшего на арабском языке. Этот среднеазиатский ученый считал, что ткачество, медицина, риторика — искусст­ва. А великий медик древности Гиппократ полагал, что врач возвращает человеку утрачен­ную им из-за болезни гармонию. Эти суждения не лишены резона. У первобытных племен и некоторых более поздних человеческих сообществах татуировка, например, имела не мень­шее эстетическое, эмоциональное и информационно-смысловое значение, чем танец или пение. А современный человек в некоторых сферах своей деятельности создает такие эсте­тически выразительные образцы, что они обретают художественно-образное значение (на­пример, прическа, костюм становятся частью образа театрального персонажа или кинозвезды). И все же Фараби и Манро принимают за виды искусства формы целесообразно и утилитарно ориентированного эстетического освоения мира по законам красоты. Одни из таких форм освоения мира — дизайн, другие — прикладное и декоративное искусство, третьи — область практической эстетики.

Практическая эстетика теоретически пока мало разработана, но сфера ее компетенции столь широка и многообразна, что эта область знаний имеет тенденцию к отпочкованию от основного древа эстетики как науки в самостоятельную дисциплину. Такое стремление к от­почкованию в большей или меньшей степени относится к каждой сфере знаний, составляю-

щей проблемное поле эстетики. Другими словами каждое проблемное поле эстетики кристаллизуется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию к будущему отпочкованию от единого древа эстетики как науки и к вычленению в отдельную самостоятельную науч­ную дисциплину.

Эстетика граничит с гносеологией (вопросы специфики образного мышления, художе­ственного метода как способа познания), психологией (вопросы психологии творческого мышления и художественного восприятия), герменевтикой (проблемы понимания художе­ственного текста), искусствоведением (вопросы художественного процесса, его стадий, ху­дожественных направлений) и другими науками. Однако и в этих пограничных областях она сохраняет свой, только ей присущий подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: