Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями

8. Эстетические понятия и их взаимоотношения с категориями. В систему эстетики входят не только эстетические категории, но и понятия, не имеющие столь широкого значения, как категории. Понятия отражают стороны эстетических категорий (грациозное, например, одно из проявле­ний прекрасного) или характеризуют негенеральные для данной эпохи эс­тетические свойства жизни и искусства. Эстетические понятия в ходе ху­дожественного развития человечества нередко перерастают в категории. Когда какое-либо эстетическое свойство в ведущих художественных явле­ниях эпохи выступает на первый план, эстетика выделяет его в особую эс­тетическую категорию. Так, развитие сентиментализма выдвинуло на первый план трогательное. Бердяев признавался: «Я не мог выносить трогательного, я слишком сильно его переживал» (Бердяев. 1990. С. 46).

Искусству Средних веков с его аскетизмом была чужда прелестность. В искусстве же Возрождения стремление к удовлетворению изысканных

эстетических потребностей породило поиски «не столько красоты, сколь­ко прелести» (Bayet. 1886. Р. 329). Прелестное начинает обретать катего­риальное значение в связи с интересом искусства к обнаженной натуре, лишенной к тому же холодной бесстрастности прошлого (сравните Вене­ру Милосскую, Венеру Джорджоне и Венеру Пуссена); сквозь призму прелестного воспринимаются пейзаж и бытовые вещи. Прелестное ис­пользовалось искусством Возрождения как аргумент против средневеко­вого аскетизма. Прелестноечувственно-привлекательное, чувствен­но-красивое — выделяется из прекрасного не как его оттенок, а как само­стоятельная эстетическая категория. Чем более красота освобождается от физического элемента и проникается духовным, тем она возвышеннее; наоборот, чем более преобладает в ней чувственный принцип, тем она прелестнее (См.: Rosenkranz. 1853. S. 283). Прелестное — красота, «до­ставляющая физическое удовольствие своей способностью льстить внешним чувствам» (Саккетти. 1917. С. 48). Английский эстетик XIX в. Лекки считает, что прелестное в искусстве воспевает наслаждения и радо­сти жизни. Оно основывается не на прежней, аскетической, а на новей­шей, «индустриальной» философии. Лозунг первой — умерщвление пло­ти, уменьшение желаний, а второй — развитие, увеличение желаний (См.: Lecky. 1866. Р. 395—396). Рескин, Липпс, Сурио выделяют прелестное как самостоятельное эстетическое свойство, для осмысления которого необ­ходима особая эстетическая категория.

Еще одно понятие — чудесное (как свойство трагедии) ввел в научный обиход Аристотель. Позже Тассо считал, что чудесное — главное понятие (тем самым категория) главного жанра искусства — поэтической эпопеи. По Дидро чудесное должно стать основным предметом искусства, стре­мящегося ныне к философичности и обобщению жизни; чудесные обсто­ятельства важны для раскрытия прекрасного.

Без чудесного невозможно осознать эстетику народной сказки. Оно важно и для осмысления поэтики произведений Гофмана, и для раскрытия своеобразия гоголевского «Носа», и для анализа романов Достоевского.

Взаимодействия эстетических качеств в живом потоке жизни и в ис­кусстве порождают эстетические «гибриды». Среди них наиболее изве­стен — трагикомическое. Это понятие отражает существенные процессы в реальности и в искусстве XIX и особенно ХХ в. и ныне оно обрело кате­гориальное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: