Бемоль указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть понижена на полутон.
Дубль-бемоль указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна быть понижена на целый тон (на два полутона).
Бекар отменяет действие диеза и бемоля. Бекар указывает на то, что нота, перед которой он оказался, должна исполняться так, как она расположена на нотном стане, независимо от других знаков альтерации.
Знаки альтерации бывают двух видов:
Ключевые: это знаки диез и бемоль, которые ставятся при ключе на определенных линиях нотного стана, либо между ними. Они указывают на то, что все ноты во всех тактах музыкального произведения, которые оказались с ключевыми знаками на одной линии или между линеек нотного стана, должны повышаться (диез) или понижаться (бемоль) на полутон. Ключевые знаки альтерации определяют тональность.
Случайные: это знаки диез и бемоль, которые появляются в отдельных тактах. Они указывают на то, что все ноты в пределах такта, находящиеся с этими знаками на одном уровне, должны звучать на полутон выше (диез) или ниже (бемоль).
Цвет нот (чёрный или белый, то есть незакрашенный) и палочки, приставленные к ним (называемые штилями), указывают на их длительность. Основными длительностями нот являются целая (белая нота без штиля) и её половинные деления: половина (белая со штилем), четверть (чёрная со штилем), восьмая (чёрная, штиль которой на конце имеет «хвостик»), шестнадцатая (восьмая, но с двумя «хвостиками») и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная; она зависит от текущего темпа произведения. При задании длительности звучания целой, понятно, автоматически задаются длительности звучания остальных типов нот. Также к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незакрашенным прямоугольником со штрихами возле углов.
Па́уза (англ. rest) — перерыв в звучании музыки, указанный с помощью специального знака, выражающего длительность этого перерыва.
Нота | Длительность | Пауза |
Бревис или «двойная». Длительность: R × 8 | ||
Семибревис или «целая». Длительность: R × 4 | ||
Половинная или «вторая». Длительность: R × 2 | ||
Четвертная. Длительность: R | ||
Восьмая Длительность: R / 2 | ||
Шестнадцатая Длительность: R / 4 | ||
Тридцатьвторая Длительность: R / 8 | ||
Шестьдесятчетвертая Длительность: R / 16 | ||
Стодвадцатьвосьмая Длительность: R / 32 |