Актуальное и вечное в произведении

3. Актуальное и вечное в произведении. «Архипелаг ГУЛАГ» Со­лженицына запечатлел такой трагический, исторически значимый жиз­ненный материал, такой уникальный исторический опыт, что стал бы веч­ным, независимо от своих собственно художественных качеств, которые нет оснований ставить под сомнение.

Произведение многослойно, и один из слоев — его политическое бы­тие, включенность в идейную борьбу эпохи (вспомним хотя бы «Путеше­ствие из Петербурга в Москву» Радищева, «Медный всадник» Пушкина, «Отцы и дети» Тургенева, «Отверженные» Гюго). Этот слой определяет актуальность произведения. Она слабеет или исчезает с изменением по­литических обстоятельств, и нередко новые поколения почти перестают ощущать заключенную в произведении политическую проблематику. Но в новой исторической ситуации оно может обрести новую жизнь, сопри­касаясь с реальностью иными точками.

Актуальный слой произведения ориентирован на данное общество, глубинные же слои обращены к человечеству и дают произведению дли­тельное существование. Произведение — и отвечает на конкретную ситу­ацию современности, и предназначено для продолжительной и даже веч­ной жизни. Актуальный политический слой, ориентированый на сиюми­нутность, важен. В нем осуществляется социальная позиция художника, в известной мере программирующая восприятие других слоев произведе­ния. Ослабленность актуального слоя затрудняет вхождение даже шедев­ров в сознание современников и в историю литературы. Так, поэзия Тют­чева почти не существовала для его современников. Для Некрасова и в 1856 году Тютчев — второстепенный, барочный поэт. Как крупная худо­жественная фигура Тютчев выдвинулся много лет спустя. В его стихах был ослаблен внешний актуально-социальный слой, имеющий прямые выходы на современность, но в них был мощный слой общечеловеческих ценностей, который в наше время востребован читателем. Внутренний эстетический слой произведения ориентирован на протяженность челове­ческой истории. В произведении живут и настоящее, и историческая па­мять человечества о прошлом, и предугаданное будущее.

Произведения архитектуры призваны жить века — в разных эпохах. Художник обращается к «близким» (к современникам), и к «далеким» (к потомкам, к человечеству). Он вторгается в отношения сегодняшнего дня, вносит в будущее опыт своей эпохи и рассматривает современность с точ­ки зрения непреходящих общечеловеческих ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: