Структура стиля

Структура стиля произведения сложна и много­слойна.

Первый (глубинный, «порождающий») слой стиля

Первый (глубинный, «порождающий») слой стилятематическая и интонационная общность культуры. Стих, например, рождается ритми­чески выраженной интонацией, передающей эмоциональное состояние поэта и сообщающей творческому процессу ценностную ориентацию по отношению к теме. Только потом эта интонация облекается в слова. Иначе говоря, на «порождающем» уровне текста находятся тема и интонация, а на порожденном — смысл и ценность. Точно так же и в истории культуры первоначально складывались тематические и интонационные общности, обусловленные единством исторических судеб народов, схожестью их жизненного опыта, которые влияют на ценностно-смысловое содержание искусства того или иного региона. Первый стилевой слой охватывает, на­пример, все явления индоевропейской художественной культуры.

Второй стилевой слой — национальная стилистическая общность.

Второй стилевой слойнациональная стилистическая общность. Здесь единый тематический и интонационный фонд обретает конкретиза­цию, опирающуюся на жизненный опыт данного народа. Националь­но-стилевые особенности культуры позволяют по стилевым признакам отличить произведение русского искусства от немецкого или французско­го. Даже в переводе стихов чувствуется национальный стиль подлинника, не сводимый к языку, а сказывающийся в национальном интонационном и тематическом своеобразии художественной культуры.

Третий стилевой слой — национально-стадиальный стиль

Третий стилевой слойнационально-стадиальный стиль (националь­ный стиль народа, находящегося на определенном этапе историче­ско-культурного развития). Таков стиль Людовика XIV. На этом уровне стилистическая общность может сужаться до одного вида искусства (на­пример, русский ампир в архитектуре) и даже до одного из жанров (напри­мер, стиль фаюмского портрета). С другой стороны, национально-стади­альный стиль может расширяться и охватывать не только искусство, но и культуру в целом. Так, Бахтин говорит о смеховой культуре Средневековья, о карнавализации как стиле деятельности средневекового человека.

Четвертый слой стиля

Четвертый слой стилястиль художественного направления (об­щность, присущая всем произведениям данного направления). Художест­венный процесс исторически усложняется: происходит членение на раз­ные направления и внутри каждого складывается стилистическая об­щность. Даже самые несхожие между собой реалистические произведе­ния обладают стилистической общностью, позволяющей отличить их от произведений романтических или классицистских. Стилистическая об­щность художественного направления «пульсирует»: то расширяется (классицизм, например, накладывает печать на парковую культуру, эти­кет, моду и другие феномены культуры своей эпохи), то сужается и конк­ретизируется в разных течениях, членящих данное направление. Тогда стиль направления дополняется еще одним уровнем общности (вернее, «подобщности») — стилем течения.

Пятый уровень стилистической общности

Пятый уровень стилистической общностииндивидуальный стиль художника, отражающий особенности его художественного мышле­ния Как только человек исторически сформировался в личность, обретя самосознание и своеобразие в ценностных ориентациях и деятельности, так в искусство пришел индивидуальный стиль. Блок писал: «Стиль вся­кого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю...» (Блок. 1962. С. 315).

Шестой уровень стилистической общности — стиль периода творче­ства.

Шестой уровень стилистической общностистиль периода творче­ства. В новейшую эпоху ускорения исторического движения так повыша­ется интенсивность жизни личности, что ранее устойчивые, неизменные ее характеристики — индивидуальность, особенности мышления, ценно­стная ориентация — в течение творческой жизни художника существенно меняются и индивидуальный художественный стиль членится и обретает новую степень общности. «Голубой» и «розовый» периоды в творчестве Пикассо имеют разную стилистическую окраску, хотя в них и сохраняется общность, скрепляемая индивидуальным стилем художника (личность при всех своих изменениях сохраняет ядро своего «я», и перед нами пред­стает другим тот же самый человек).

Седьмой уровень стилистической общности — стиль произведения.

Седьмой уровень стилистической общностистиль произведения. В новейшую эпоху столь интенсивна духовная жизнь художника и столь сложен жизненный материал, что неповторимая стилистическая целост­ность возникает у отдельного художественного произведения и оно обре­тает стилистическое своеобразие даже по отношению к другим шедеврам того же художника.

Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведе­ния,

Восьмой слой стилистической общности: стиль элемента произведе­ния, предполагающий «склеивание», стыковку стилистически разнород­ных элементов. Этот уровень впервые возник в конце XIX — начале ХХ вв. в произведениях эклектического искусства. Позже одним из способов со­здания произведения, разные части которого имеют разный стиль, стал

коллаж с присущей ему стилевой мозаичностью. При этом часто уже не цитируются (как, например, в фугах Баха), а механически ассимилируют­ся фрагменты чужих сочинений. Впервые в этом направлении вел поиски еще Стравинский. Полистилистичное произведение благодаря общности на других стилистических уровнях сохраняет целостность.

Девятый уровень стилистической общности — стиль эпохи,

Девятый уровень стилистической общностистиль эпохи, объеди­няющий все многообразие художественных явлений данной эпохи. Стиль эпохи инвариантен и предполагает разнообразие своих проявлений, по-разному соответствующих сути времени. Характеризуя соответствие стиля А. Блока эпохе, Б. Пастернак писал: «Прилагательные без сущест­вительных, сказуемые без подлежащих, прятки, взбудораженность, юрко мелькающие фигурки, отрывистость — как подходил этот стиль к духу времени, таившемуся, сокровенному, подпольному, едва вышедшему из подвалов, объяснявшемуся языком заговорщиков, главным лицом которо­го был город, главным событием — улица» (Пастернак. 1990. С. 206). Стиль — манифестация культуры как целого, видимый знак эстетическо­го единства. По мере усложнения целого все труднее отыскать в нем это единство, поэтому некоторые исследователи отрицают наличие в совре­менном искусстве стиля эпохи и видят его лишь на ранних стадиях худо­жественной культуры. Однако и в наше время, при всем усложнении худо­жественного процесса, при всем нарастании в нем стилистической пест­роты и увеличения стилистических слоев, не утрачивается эпохальная ти­пологическая общность искусства. Именно она и составляет стиль эпохи.

Закономерность художественного процесса:

Закономерность художественного процесса: усложнение структуры произведения и нарастание в нем стилистических слоев, увеличение и различий и общностей с другими феноменами культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: