Интонационный анализ

Оценка внутренней организации произведения, определение ценности его внутренних связей предполагают прежде всего выявление богатства его интонационной системы. Последнее дает интонационный анализ произве­дения. Эстетическое переживание запечатлевается в интонации. Интона­ция — средство фиксации и трансляции мысли, содержательный элемент информационного процесса, активный носитель опыта отношений, средо­точие эмоционально насыщенной мысли. Интонация — звуковая и мотор­ная (жест, мимика) - существенна для разных видов искусства.

Интонационный анализ предполагает сопоставление интонационной системы произведения с интонационным фондом эпохи. В результате та­кого анализа выявляется мера интонационной свободы творчества и опре­деляется ценность интонационной системы произведения. Критерий цен­ности — интонационное богатство художественного текста, его эмоцио­нальная наполненность, напряженность, логическая и семантическая на­сыщенность.

Определение ценности внутренних связей произведения предполага­ет также выявление степени обогащения в нем норм художественного творчества и мастерства автора. Расширение художественных норм ис­кусства обогащает и развивает его эмоционально-семантическое поле и художественно-концептуальные возможности. Последнее таит в себе по­вышение ценностного потенциала искусства и стимулирует художествен­ный прогресс.

4-е мыслительное действие (шаг)

Четвертое мыслительное действие (шаг) — определение смысла и ценности произведения в свете его социального функционирования, вы­явление смысла и значения функционирования объекта и механизмов это­го функционирования. При функциональном подходе внимание исследо­вателя перемещается с произведения как художественной предметности на его социально-действенный аспект: художественный смысл и цен­ность произведения выявляются через его реальное функционирование в культуре. Такого рода исследования ведутся в двух направлениях: как конкретно-социологические и как рецептивно-эстетические.

В традиционной просветительской и романтической эстетике художественная сущность произведения отождествлялась с теми импульсами, которые оно дает восприятию интерпрета­тора, поле же восприятия сводилось к точке зрения реципиента. Художественное значение бы­ло слито с произведением, с его вещественной формой. В результате такого подхода восприятие произведения оказывалось чисто психологической проблемой. Писатель и читатель выступали как два атомарных индивида, разомкнутых во времени и пространстве, между которыми долж­на осуществиться духовно-эстетическая коммуникация. Коммуникация полагалась возможной не с любым читателем, а только с духовно развитым, образованным и способным быть на уров­не писателя. Реальная судьба произведения оставалась за пределами эстетики, и оно не воспри­нималось как средство диалогического общения автора и реципиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: