Романтическое искусство

Романтическое искусство (третья стадия — христианское искусст­во Средних веков, Возрождения, Нового времени) — духовное содержа­ние превалирует над формой. Этим соотношением формы и содержания характеризуется 1) романтический этап развития искусства, 2) ведущая категория романтического искусства — возвышенное; 3) особо значимые для этого этапа виды искусства — живопись, которая дает лишь иллюзию предметов; музыка, в которой духовное содержание выражается как чув­ство через соотношение звуков и ритмов; поэзия, — абсолютное проявле­ние духа, освобожденного от всего материального. Христианское искус­ство сосредотачивается на внутреннем содержании жизни духа, а не на форме. Это противоречит конкретно-чувственной природе искусства. Происходит отрицание искусством самого себя. Оно погибает и наступа­ет более высокая ступень познания духа. На смену искусству в XIX в. при­ходит философия — высшая форма самопознания абсолютного духа.

Белинский отмечал зависимость содержания художественных произ­ведений от содержания жизни народа.

Марксизм из совокупности общественных факторов, определяющих развитие искусства как формы общественного сознания, выделял в каче­стве первопричины экономику (способ производства).

Французский теоретик И. Тэн (вторая половина XIX в.) считал, что общественные настроения и нравы создают «духовную температуру», оп­ределяющую развитие художественного сознания, так же как физическая температура определяет развитие флоры и фауны.

Французский философ-позитивист Ж.М. Гюйо полагал, что искусст­во — функция общественного организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: